Примерное время чтения: 6 минут
555

Вложения в людей. Почему в городе живут долго?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Как спасти Волгу и её обитателей? 10/07/2019
Форум собрал 7 тыс. участников из российских и зарубежных городов.
Форум собрал 7 тыс. участников из российских и зарубежных городов. / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

4–7 июля в столичном парке «Зарядье» проходил IX Московский урбанистический форум (МУФ), собравший 7 тыс. участников. Его деловая программа длилась 2 дня и вместила в себя 70 мероприятий. На площадках форума выступили 300 спикеров.

Вне политики

Московский урбанистический форум – крупнейший международный конгресс, где обсуждаются вызовы, с которыми в своём развитии сталкиваются мировые мегаполисы. Деловая программа МУФа объединяет экспертов со всего мира, представителей городских админист­раций России и других стран, архитекторов, градостроителей, девелоперов, руководителей финансовых компаний, инвесторов, технологические стартапы, представителей медиа и горожан.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, МУФ находится вне политики. «Запрос горожан говорит о другом. Главные проблемы Москвы лежат в иной плоскости. С каждым годом нарастали вопросы, связанные с экологией, транспортом, дискомфортом, стрессами. Город становился менее пригодным для жизни. Стало очевидным, что главная проблема, которая волнует бизнес и горожан, находится в градостроительной плоскости, создании комфорт­ной среды. Начав проводить урбанистический форум с 2011 года, мы поняли, что правильно расставили акценты», – сказал он.

Тема форума в нынешнем году звучала так: «Качество жизни. Проекты, меняющие города». Чтобы город развивался, рос и привлекал инвестиции, нужно заботиться о человеке, отметил Сергей Собянин, открывая МУФ. Продолжая развиваться, строиться, город должен создавать для горожан комфортную среду.

Кстати
Впервые в истории Московского урбанистического форума в рамках его деловой программы состоялся конгресс Urban Health. На нём обсуждалось, как устроить городскую среду с таким расчётом, чтобы сохранить здоровье горожан, как мотивировать жителей вести здоровый образ жизни. Также речь шла о том, какие болезни образа жизни представляют опасность для человечества в XXI веке.

Вложения в людей

Общеизвестно, что жители городов живут дольше. И нынешняя продолжительность жизни напрямую связана с процессом урбанизации, который даёт ей новое качество. За последние 100 лет удельный вес городского населения Земли вырос до 55%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась в 2 раза – до 72 лет.

Жить в Москве – значит, жить долго. Создание здоровой городской среды – важнейшая причина роста продолжительности жизни москвичей, которая достигла 78 лет, а через несколько лет город вступит в клуб 80+. «В городе можно жить здорово, долго и счастливо», – считает столичный мэр. Но мегаполис, в котором проживают 12 615 000 жителей, не станет благополучным, если не прикладывать для этого серьёзных усилий. Мэр и его команда уверены, что решения нельзя принудительно навязывать сверху – они должны приниматься с учётом предложений и пожеланий горожан.

«Чем больше город вкладывает в людей, тем больше он получает отдачу», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Определены показатели комфортности, они показывают, что нужно сделать, чтобы город был благоприятным для проживания. «Это удобная транспорт­ная сеть; комфортное жильё с благоустроенными дворами; самодостаточные городские районы, где человек может жить, работать и отдыхать в пешей доступности; детский сад и школа рядом с домом; современное здравоохранение в транспортной доступности; доступные спорт, культура и отдых; новые центры притяжения, создающие рабочие места; благоустроенные общественные пространства», – пояснил Хуснуллин.

Приоритетный вопрос для команды московского мэра – создание рабочих мест. Заммэра рассказал, что программа реорганизации производственных территорий дала городу полмиллиона новых вакансий.

«Сейчас мы ведём работу в 50 промзонах – «ЗИЛ», «Серп и Молот», «Ленино», «Перово», «Красный Строитель» и др., – пояснил он. – Главным результатом станет создание на ранее пустовавших или некомфортных территориях удобной многопрофильной городской среды». 

С момента присоединения к Москве новых территорий там создано 120 тыс. рабочих мест, а количество жителей выросло на 69%. За ближайшие 5 лет будет создано ещё 100 тыс. рабочих мест.

Инвесторы – жители

Рассказывая об адресной инвестиционной программе на 2,1 трлн руб., заместитель мэра подчеркнул, что 70% вложений идут в транспортную инфраструктуру. «Потому что именно транспорт для Москвы является ключевым фактором развития, – объяснил он. – Везде, где мы вложили 1 рубль в транспортную инфраструктуру, пришло 3 рубля внебюджетных инвестиций».

Доходы москвичей, по его словам, растут на 20% в год и более. Жители инвестировали в жилое строительство 1,7 трлн руб. Как и в целом по стране, они крупнейшие инвесторы, принёсшие 30% денег по долевому строительству. Эти цифры, считает Хуснуллин, показывают уровень доверия к власти.

Заглянуть в будущее всегда интересно, даже если оно представлено в виде макета.
Заглянуть в будущее всегда интересно, даже если оно представлено в виде макета. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Доехать быстро и безопасно

Продолжая тему транспорта как главной составляющей развития столицы, другой заместитель мэра Москвы – руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил, что городским транспортом ежедневно пользуются 70% москвичей. Чтобы сделать поездки более привлекательными, требуется регулярное обновление парка. Уже сейчас в городе нет ни одного автобуса старше 2011 г., а через год полностью обновится и парк трамваев. 

За 9 лет появилось 75 станций метро. Введены единые стандарты городского наземного транспорта, прошла масштабная реформа такси. К 2023 г. в Москве произойдёт настоящий прорыв – протяжённость рельсовой транспортной системы (с учётом МЦК, МЦД, Большой кольцевой линии метро) достигнет 1 тыс. км. ТПУ свяжут разные части транспортной системы в удобную сеть мультимодальных перевозок. Новых автомобильных дорог с 2011 по 2023 г. будет построено 1,3 тыс. км.

Заммэра назвал карту «Тройка» самой популярной в Европе. Сейчас на руках у москвичей и гостей столицы 25 млн экземпляров. А по дорожным происшествиям столица – самый безопасный город в России. «Количество смертей на дорогах Москвы с 2010 г. снизилось почти в 4 раза», – сообщил Ликсутов.

Новое жильё

В ходе брифинга «Приоритеты развития. Проекты, меняющие Москву» были обозначены проблемы, с которыми столица столкнулась в начале ­2010-х, а также названы ключевые проекты, уже изменившие или меняющие облик мегаполиса.

К примеру, город «открывает» реку. Все 200 км набережных Москвы-реки будут обустроены, а сама река станет для москвичей дополнительным местом отдыха и досуга.

Важнейшим проектом стала реновация жилищного фонда. По этой программе новые квартиры уже получили 10 тыс. человек. Сейчас проектируется 5 млн кв. м жилья. И это не просто замена устаревшего, некомфортного фонда на новый. Обновится вся социальная и транспортная структура, будут построены новые инженерные сооружения. При этом правительство Москвы старается услышать каждого москвича, чей дом подпадает под программу реновации. В ходе слушаний было высказано до 150 тыс. замечаний, и все будут по возможности учтены.

В Москве строят социальные, спортивные и культурные объекты, учреждения здравоохранения, которые за последние годы стали ближе к 75% жителей города.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах