Маршруты Московских центральных диаметров (МЦД) планируется продлить за пределы Подмосковья и вторым этапом развития железнодорожного сообщения создать Центральный транспортный узел (ЦТУ). На днях столичный Департамент транспорта прояснил, какие регионы задумывается связать между собой обновлёнными путями.
С чего всё началось?
Разговоры о продлении диаметров идут давно, но активные обсуждения темы начались после заявления президента РФ Владимира Путина во время запуска в Москве МЦД-4, соединившего подмосковные Апрелевку и Железнодорожный.
«Второй этап развития Центрального транспортного узла предусматривает продление диаметров и существенное улучшение качества поездок на пригородных поездах. В случае одобрения проекта правительством РФ», — уточнил позже заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов, добавив, что «вырастут» не отдельные направления, а все, включая ещё строящийся МЦД-5 от Пушкина до Домодедова.
До каких городов дотянутся диаметры?
По планам сеть, по которой между Москвой и регионами будут курсировать скоростные электрички, охватит Тульскую, Владимирскую, Ивановскую, Смоленскую, Тверскую, Ярославскую, Рязанскую, Калужскую и Костромскую области.
МЦД-1 связывает Одинцово и Лобню. Планируется, что диаметр продлят до Можайска и Смоленска, с одной стороны, и до Дмитрова и Калязина — с другой.
МЦД-2, соединяющий Нахабино и Подольск, по задумке, охватит также Волоколамск, Ржев, Серпухов и Тулу.
Зеленоград-Крюково и Раменское — конечные станции МЦД-3. Его, по планам, достроят до Клина, Твери, Коломны и Рязани.
МЦД-4 после продления объединит ещё Наро-Фоминск, Калугу, Орехово-Зуево и Иваново.
Электрички по МЦД-5, как обсуждается сейчас, доедут до Сергиева Посада, Ярославля, Костромы, Каширы и Новомосковска.
Обновят ли старые вокзалы и пути?
К открытию всех Московских центральных диаметров обязательно обновляется вся инфраструктура: реконструируются и строятся пути, на месте морально устаревших станций появляются современные городские вокзалы.
Например, чтобы соединить Казанское и Ленинградское направления, инфраструктура центрального участка МЦД-3 была фактически создана с нуля: построены соединительная ветвь, тоннели, городской вокзал, путепроводы, развязки, парки для экипировки и отстоя поездов.
Так же было и на трёх других диаметрах. Поэтому очевидно, что за счёт продления МЦД ближайшие к Москве регионы получат современную железнодорожную инфраструктуру, приравненную к московским стандартам. Планируется создать семь новых веток и реконструировать имеющиеся пути.
В каком году ждать открытия?
Известно, что ЦТУ планируют достроить к 2030 г., но конкретной информации, когда тот или иной диаметр придёт в регионы, окружающие Москву, пока нет.
Как изменится движение?
Предполагается, что в часы пик время ожидания на вокзалах сократится в 6 раз, а сами электрички станут быстрее, комфортнее и современнее. Напомним, что в пределах столичного региона по МЦД курсируют «Иволги» и ЭП2Д.
Сейчас интервал движения между электричками до Москвы из некоторых регионов, куда со временем дотянутся МЦД, — например, Тулы, Рязани, Твери, — составляет от 45 минут до 3 часов. После запуска ЦТУ пригородные поезда оттуда в столицу будут ходить каждые 20–30 минут.
Проект улучшит транспортную доступность для 31 млн человек.