Примерное время чтения: 6 минут
1042

Школьник-экскурсовод. Как ребенку получить профессию?

пресс-служба Комитета по туризму города Москвы

Школьный возраст — больше не помеха для желающих водить экскурсии по интересным уголкам города. «АиФ» узнал, как дети могут приобрести необходимые навыки.

Редкая профессия

13-летняя Анна Григорян, ученица московской школы № 2120, стала участницей просветительского проекта «Как стать экскурсоводом» для детей с нарушением слуха и ребят CODA.

— Анна, что такое CODA?

— Это международный термин, которым обозначают детей глухих родителей: Children of Deaf Adults. У меня нет проблем со слухом, а моя мама слабослышащая, поэтому я CODA. В прошлом году стартовал проект, который помог школьникам 10-16 лет получить представление о редкой, но очень востребованной профессии «глухой экскурсовод». Его организовали некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» совместно с Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) и АНО «Слышащие дети в семье глухих». Мама предложила мне поучаствовать, я заинтересовалась.

— Чем тебе запомнился проект?

— Мы ходили в РГДБ на занятия «Как вести экскурсии в музее». Сначала участвовали только московские школьники и их родители, потом к нам онлайн присоединились ребята из семи регионов России. Занималась с нами сертифицированный глухой экскурсовод Виктория Берлизова. Она рассказывала, кто такой экскурсовод, чем он отличается от гида и какими знаниями обладает, какие бывают экскурсии, как их готовить и проводить, что такое музей, виды музеев, экспонаты и т. д. Синхронный перевод на язык жестов осуществляла Марина Чернова.

После каждого занятия мы делали домашние задания по теме «Музей», снимали короткие видеоэкскурсии о музейных экспонатах на русском жестовом языке (сокращенно РЖЯ). Также готовили видео для участия во Всероссийском командном конкурсе «Россия глазами детей». Это конкурс по созданию экскурсионных видеогидов на жестовом языке по теме «Экскурсия в музей моего города». Требовалось уделять внимание не только содержанию: во время рассказа нужно было передавать эмоции, следить за мимикой, не разрешалось использовать иностранные жесты, рассказывали мы плавно, не торопясь, руки не должны были закрывать лицо. В конкурсе я заняла третье место в номинации «Музей». Награждение состоится на днях в Российской государственной детской библиотеке. Знаю, что мы с мамой выиграли трёхдневную экскурсионную программу по Москве с проживанием в отеле в центре города.

— После участия в проекте у тебя уже был опыт работы с людьми, у которых нарушение слуха?

— После участия — пока нет. Наоборот, у меня был большой опыт до этого. В ТиНАО, где я живу, при отделе социальной защиты населения есть клуб для глухих и слабослышащих, который возглавлял мой папа. Два года назад он умер, и теперь клубом руководит моя мама. Там собираются люди с особенностями слуха со всей Новой Москвы, они придумывают сценарии праздников, репетируют, проводят спортивные мероприятия, а мы с сестрой помогаем. Когда слабослышащие выезжают на мероприятия, например в театр, я в качестве переводчика перевожу всё на язык жестов.

— Есть ли другие подобные проекты?

— Я являюсь членом клуба Garage Up!, действующего в музее современного искусства «Гараж». Год назад клуб запустил проект для 14-18-летних глухих подростков и слышащих ребят из семей глухих. Совместно с сотрудниками музея мы исследовали выставки «Гаража», знакомились с направлениями музейной работы и профессиями в арт-мире.

— Как ты считаешь, что нужно, чтобы стать экскурсоводом для глухих людей?

— Во-первых, идеальное владение русским жестовым языком. Необходимо в колледже или институте жестового языка получить удостоверение. Во-вторых, важно вести рассказ эмоционально, удерживать интерес публики. И, главное, всей душой желать работать для людей.

Договор — с 14 лет

Появился и ещё один способ погрузиться в тонкости профессионального мастерства. В России при поддержке Комитета по туризму города Москвы и депутата Государственной думы Ирины Белых официально утвердили новую профессию: ассистент экскурсовода (гида). Трудоустроиться можно будет с 14 лет. «Туризм, как и любая другая отрасль, нуждается в новых кадрах. Наша задача — привлечь молодую активную аудиторию, — говорит заместитель председателя Комитета по туризму Татьяна Шаршавицкая. — Будучи школьниками, ребята уже могут приобщиться к профессии, оценить свои возможности, понять, каких навыков им не хватает. Кроме того, это важный фактор популяризации профессии экскурсовода. Мы рассчитываем заинтересовать тысячи школьников и помочь им найти своё призвание».

В Москве действует межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод», где ведётся предпрофессиональное обучение школьников. В частности, ребятам объясняют, что необходимое условие успешной реализации туристического потенциала Москвы — это работа экскурсовода на русском и иностранных языках.

Ассистент гида станет помощником экскурсовода: в его обязанности входит информирование туристов о достопримечательностях, маршрутах, полезных для путешественников адресах (допустим, туристических информационных центрах), об антиковидных и других мерах безопасности. Также новый специалист сможет оказывать помощь экскурсантам с ограниченными возможностями, взаимодействовать с экскурсионными бюро. Это позволит самим гидам не отвлекаться на технические вопросы и сосредоточиться на прохождении маршрута.

«Во время этих летних каникул мы приняли на работу шесть выпускников проекта на должность ассистента экскурсовода, — рассказывает директор столичного музея „Садовое кольцо“ Ольга Эдуардовна Иванова-Голицина. — Все трудовые договоры были оформлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, рабочая неделя ребят не превышала 24 часов. Московские старшеклассники ассистировали гидам в проведении экскурсий как внутри нашего музея, так и на улицах города: в ходе экскурсий они оказывали поддержку пожилым людям, занимались организационными моментами, помогали демонстрировать „портфель экскурсовода“ — фотографии, карточки с цитатами, копии подлинных документов, — помогали с техникой. Иногда ассистенты брали функции подачи исторической справки: рассказывали гостям пару слов о том или ином объекте. Особый энтузиазм у ребят вызвали возможность зарабатывать и шанс ежедневно узнавать много нового и интересного о жизни и истории нашего города».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах