По данным департамента спорта Москвы, в столице к концу нынешнего учебного года насчитывалось 25 880 детских школьных секций, 16 133 из которых бесплатные.
В десятку самых популярных видов занятий в них входят футбол, шахматы, волейбол, баскетбол, плавание, танцевальный спорт, карате и художественная гимнастика. Но что нужно сделать, чтобы дети туда регулярно ходили? Депспорта собрал экспертов, которые поделились идеями и примерами уже имеющегося опыта.
Клуб – в каждой школе
«С сентября в каждой школе появится школьный спортивный клуб, а в колледжах – студенческие спортклубы, – говорит начальник управления ГБОУ ДПО "Московский центр "Патриот.Спорт" Дмитрий Степыко. – 80% их уже создано». Цель – вовлечь в индустрию физкультуры и спорта детей, родителей, учителей и администрацию. Например, за счёт увеличения числа спортивных секций в образовательных учреждениях. Также ресурсы заложены не только в спорте, но и вокруг него: можно готовить видеорепортажи, организовывать соревнования, пробовать себя в роли помощников судей и т. д. Так, до каникул уже 143 открытых клуба участвовали в онлайн-конкурсе «Лучшая атрибутика», где представляли девиз, логотип и дизайн одежды для своих членов. Со временем к системе школьных спортклубов присоединятся школьные спортлиги, которые будут отвечать за соревновательную базу для всех занимающихся в школьных секциях (в следующем году планируется собрать на соревнования по 7 видам спорта 250 тыс. человек). Кроме того, для школьников и их родителей готовятся проекты «Спортивные субботы» и «Уроки с чемпионами».
Рекорды виртуальные и реальные
Изменения должны коснуться и непосредственно урока физкультуры. Ему необходимо отвечать запросам конкретного ученика, быть ребёнку по силам, увлекать его необычными форматами соревнований. Сейчас в Москве изучают опыт учителей, у которых это хорошо получается. Кстати, ребёнок, показывающий достойные результаты в спорте, заслуживает быть таким же значимым для учебного заведения, как отличники, сдающие ЕГЭ на 100 баллов, портретам этих учеников место на стенде «Ими гордится школа». По мнению руководителя департамента по управлению объектами оргкомитета «Россия-2018» Антона Бакеева, на школьных стадионах и дворовых площадках можно «сращивать» киберспорт и спорт привычный, когда дети, побывав в роли спортсменов в игре на компьютере, выходят на улицу и занимаются тем же видом спорта в реальности, результаты фиксируются и наглядно представляются другим игрокам.
Исполнительный директор Всероссийской федерации школьного спорта Олег Гадючкин настаивает на трансформации тестов ГТО: «Тестирование – это правильно. Но детям неинтересно, т. к. разработчики используют то же, что было десятилетия назад. Зачем мы идём по старому пути? Смотрите, насколько сейчас популярен фитнес и как много людей катается на велосипедах, – можно нормативы соотнести с этими видами активности и проверять у школьников соответствующие навыки».
А руководитель агентства «СпортАкадемРеклама» Алексей Степанов полагает, что, мотивируя детей, нельзя забывать о силе рекламных технологий. ГТО, спорт и физкультура конкурируют в жизни подростка с огромным количеством соблазнов. То, что достучится до школьника первым, в его жизни и окажется.