К сентябрю будет воссоздано одно из лучших мест отдыха в городе.
Посадка без дыма и шума
«Мы возобновили крупномасштабную реконструкцию Северного речного вокзала, в том числе набережной, в своё время заброшенной, морально и физически устаревшей. Всё будет сдано ко Дню города. Эта сложная работа была остановлена в связи с пандемией, сегодня она ведётся в полном объёме. Надеюсь, всё будет готово в соответствии с графиком, утверждённым по благоустройству этой огромной территории, – сказал мэр Собянин. – Вместе с вокзалом мы проведём благоустройство парка и набережной, создав одно из лучших мест отдыха в Москве».
У архитекторов и реставраторов непростая задача – надо одновременно вернуть первоначальный облик этой городской территории и при этом не превратить её в музей. Ведь главное предназначение вокзала – транспортное обслуживание. Отсюда планируется запустить как регулярные пассажирские маршруты в Подмосковье и другие регионы, так и туристические. А пароходам не разрешат пользоваться дизельными двигателями во время стоянок. «Будет подведено электричество к подъезжающим кораблям, чтобы в Москву-реку ничего не сбрасывать и это была экологически чистая зона», – пообещал мэр.
Туристические группы к воде решено подвозить электрическими шаттлами. Этот экологически чистый транспорт будет курсировать от пересадочного узла (где станут парковаться автобусы) до набережной, на которой сейчас ремонтируют все 17 причалов. По данным столичного стройкомплекса, набережную и площадь у вокзала благоустроят в едином стиле, оборудуют детские и спортивные площадки, зону отдыха с тремя бассейнами, проложат велодорожку. В результате в районе Северного речного вокзала будет создано новое общественное пространство площадью 100 га.
А в ближайшие годы здесь построят канатную дорогу через Химкинское водохранилище. Она соединит Левобережный, Северное и Южное Тушино, а также позволит пассажирам тратить на дорогу 7–10 минут вместо 45.
Встречаемся в «Зале Сталина»
Здание Северного речного вокзала построено в 1937 г. в стиле сталинский ампир. Это часть канала Москва-Волга, откуда суда отправлялись до Чёрного, Азовского, Белого, Балтийского и Каспийского морей (отсюда и пошла фраза про Москву: «Порт пяти морей»). Как рассказали в столичном стройкомплексе, особо ценными интерьерами вокзала являются главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения («Зал Сталина»). Все они будут восстановлены. Как и башенные часы, панно с изображениями 9 шлюзов канала им. Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик. Утраченные элементы восстанавливают по старым фотографиям и чертежам, а для главной люстры нашлись даже оригинальные плафоны (при реставрации в здании вокзала обнаружился склад с запасными интерьерными деталями).
Что касается самого известного элемента – звезды, которая украшала шпиль вокзала, – то сейчас реставраторы работают над её центральным элементом. Речь идёт о знаменитых медальонах в виде серпа и молота, украшенных уральскими самоцветами (аметистами, топазами, александритами, горным хрусталём и аквамарином). Обновлённая звезда вернётся на своё место летом. А совсем скоро – в июле – снова заработают восстановленные фонтаны во внутренних дворах вокзала. Фонтан «Север» посвящён арктической теме: тут есть и белые медведи, и «птичий базар» с гагарами и дикими гусями. А «Юг» с играющими дельфинами напоминает о Крыме и Чёрном море.
А на набережной появится уменьшенная копия канала им. Москвы. В ручье, где сделают и шлюзы, и подсветку, можно будет устраивать соревнования по запуску игрушечных корабликов.