Примерное время чтения: 18 минут
2904

Медлить невыгодно. Заммэра Бочкарёв о том, что построят в Москве в 2023 г.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Холодный просчёт. Как морозы проверяют коммунальное хозяйство на прочность 11/01/2023
Станция «Рижская» Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена
Станция «Рижская» Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена / Александр Вильф / РИА Новости

О том, почему для города важно не прерывать строительство — будь то дома по программе реновации или Национальный космический центр, куда дальше «пойдет» метро после открытия Большого кольца и зачем хотят прорыть тоннель через центр города, aif.ru рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв

18 станций метро за три года

Дарья Буравчикова, aif.ru: — Андрей Юрьевич, какова готовность Большой кольцевой линии метро? Планы завершить все работы до конца года остаются в силе? 

Андрей Бочкарёв: — Готовность БКЛ составляет 98%. Сейчас достраиваем четыре последние станции восточного участка — «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». До конца года все работы завершим. Напомню, что уже состоялись технические пуски готовых участков «Савеловская» — «Электрозаводская» и «Каховская» — «Каширская». Пробный пуск участка «Каширская» — «Нижегородская» планируем провести до конца года. И уже в первом квартале будущего года все три участка одномоментно откроем для пассажиров. 

Станция «Нагатинский затон» Большой кольцевой линии московского метрополитена.
Станция «Нагатинский затон» Большой кольцевой линии московского метрополитена. Фото: РИА Новости/ Валерий Мельников

Кстати, напомню, что изначально были планы ввести БКЛ в эксплуатацию только в конце будущего года. Но, как видите, мы работаем с опережением графика. 

— Какой участок был самым сложным с точки зрения строительства? 

— Наиболее сложные работы велись на северо-восточном участке от «Савеловской» до «Электрозаводской». Связано это с непростыми гидрогеологическими условиями. Строителям пришлось сооружать как станции мелкого («Сокольники»), так и глубокого («Рижская», «Марьина Роща») заложения. И все это в условиях плотной городской застройки, с большим количеством коммуникаций.

В течение трех лет построим 39 км новых линий, 18 станций и два депо. В 2024 году намерены запустить участки новой Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Крымской» и от «Новаторской» до «Коммунарки» и достроить станцию «Потапово» Сокольнической линии.

Сооружение самой глубокой станции БКЛ «Марьиной Рощи» вели горным способом, так как на низких горизонтах в стесненных условиях не смогли найти места для монтажа щита. К тому же строили вблизи действующих линий метро, буквально в трех-пяти метрах от функционирующих тоннелей. Поэтому для проходки тоннелей использовали микротехнику, а многие работы проводили вручную. Кстати, на станции смонтированы самые длинные эскалаторы в московском метро: 130-метровые. «Марьина Роща» станет крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ), объединяющим новую станцию БКЛ, действующую одноименную станцию салатовой ветки и будущую платформу МЦД-2 и МЦД-4. 

Станция большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Марьина роща».
Станция большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Марьина роща». Фото: РИА Новости/ Алексей Куденко

— Какие планы по развитию метро после завершения и запуска БКЛ? 

— Помимо запуска девяти станций БКЛ, в будущем году планируем ввести две станции на продлеваемом участке Солнцевского радиуса — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Таким образом, Внуково станет первым аэропортом страны, где будет метро. 

Откроем и три станции на продлеваемом участке Люблинско-Дмитровской линии: «Яхромскую», «Лианозово» и «Физтех». В целом 27% всех средств Адресной инвестиционной программы на 2023-3025 годы направляется именно на развитие метро. 

В течение трех лет построим 39 км новых линий, 18 станций и два депо. В 2024 году намерены запустить участки новой Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Крымской» и от «Новаторской» до «Коммунарки» и достроить станцию «Потапово» Сокольнической линии. 

Кроме того, будем строить две новые радиальные ветки (Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую), продлевать Арбатско-Покровскую линию до района Гольяново, а на действующей Кольцевой линии сооружать станцию «Суворовская». 

Проходка тоннеля перегона «Рассказовка» — «Пыхтино» Калининско-Солнцевской линии метро.
Проходка тоннеля перегона «Рассказовка» — «Пыхтино» Калининско-Солнцевской линии метро. Фото: РИА Новости/ Максим Мишин

— Почему у тоннелепроходческих щитов женские имена? И кстати, эти щиты отечественные или вы их закупали? 

— Называть тоннелепроходческие щиты женскими именами — старинная традиция, популярная во многих городах мира, где строят метро. Когда-то Ричард Ловат, основатель всемирно известной фирмы-изготовителя тоннелепроходческих щитов (LOVAT), решил, что комплексы, произведенные его компанией, будут носить женские имена в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары. Вот так с его легкой руки традиция родилась и прижилась — в том числе и у нас.

Кстати, у каждого женского имени существует реальный прототип. Например, щит «Наталья» назвали в честь единственной в истории московского метро женщины — оператора тоннелепроходческих щитов. 

Хочу подчеркнуть, что практически все остальное, что нужно для метростроения, у нас свое, отечественное, включая тюбинги, эскалаторы, материалы для обделки тоннелей и так далее...

Щиты, использующиеся для прокладки тоннелей, — зарубежного производства, но закуплены, поставлены и собраны они были задолго до ввода санкций. Обеспечены мы ими даже с запасом. К тому же один и тот же щит может использоваться многократно и на разных строящихся линиях. После строительства очередного перегонного тоннеля щит демонтируется, проходит санацию, после чего его собирают на новой площадке. 

Хочу подчеркнуть, что практически все остальное, что нужно для метростроения, у нас свое, отечественное, включая тюбинги, эскалаторы, материалы для обделки тоннелей и так далее... 

Тоннелепроходческий щит.
Тоннелепроходческий щит. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

Из города в область и обратно

— Три года жители столицы и области пользуются маршрутами двух железнодорожных диаметров — МЦД-1 и МЦД-2. Строятся ли на них новые платформы и когда откроются еще два «диаметра», связывающих Зеленоград с Раменским, а Железнодорожный — с Апрелевкой? 

— За прошедшие годы на МЦД-1 и МЦД-2 реконструировано и построено 35 платформ. Только в этом году открылись платформа МЦД-2 Площадь трех вокзалов и Окружная МЦД-1. 

Активные работы ведутся и на двух новых диаметрах: Зеленоград-Раменское (МЦД-3) и Апрелевка-Железнодорожный (МЦД-4). В этом году на МЦД-4 открылись новые платформы Минская и Печатники, реконструированы Толстопальцево и Мещерская и Переделкино.

Продолжаем сооружать ветку между Киевским и Смоленским направлениями МЖД, реконструировать Митьковскую соединительную ветвь между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением МЖД. Запустить движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4 планируем в будущем году. Но на этом работа на них не закончится: будем достраивать новые платформы и дооснащать существующие. 

Пассажиры в ожидании поезда на станции «Минская».
Пассажиры в ожидании поезда на станции «Минская». Фото: РИА Новости/ Кирилл Каллиников

— Принято ли решение по созданию МЦД-5? 

— МЦД-5 предусматривает соединение Ярославского и Павелецкого направлений. Это очень сложная задача, поскольку необходимо «пройти» 12 километров фактически по центральной части города. 

Наиболее оптимальный вариант — построить под землей два больших тоннеля. Но сооружать их не по той технологии, по которой тоннели строят для метро, а иначе. Ведь у железнодорожных составов и габариты другие, и ток подается не снизу, а сверху.

Главная трудность строительства диаметра, как и любой дороги в Москве, — в необходимости освобождать территорию от коммуникаций, строить вдоль железнодорожных путей и не только. В таком плотно застроенном городе приходится возводить значительную часть трассы в эстакадном исполнении.

Рассматривается возможность разместить на таком участке (от метро «Рижская» до «Китай-города») четыре остановочных пункта. Повторюсь: сделать это непросто, учитывая огромное количество коммуникаций в центре города, плотную застройку. Решение о начале строительства еще не принято. Проект наисложнейший, поэтому прорабатываются все возможные концепции. 

— Крупнейшим проектом дорожно-транспортного строительства является сооружение Московского скоростного диаметра (МСД) — это тоже трасса, идущая через центр города. Насколько сложно его строить? Когда по нему запустят движение целиком? 

— Напомню, северный участок МСД от Бусиновской развязки до Косинской эстакады был открыт в сентябре этого года, и уже сегодня по нему проезжают около 250 тысяч машин в сутки. 

Северо-восточная хорда.
Северо-восточная хорда. Фото: stroi.mos.ru

Еще один отрезок северного участка — в Некрасовке — открывать планируем частями. Строительство участка от Покровской улицы до Зенинского шоссе завершено, а к осени будущего года запустим движение от Лухмановской улицы до Зенинского шоссе с мостом через Пехорку.

Активные работы развернуты и на южном участке, достроить который намерены до конца будущего года. Главная трудность строительства диаметра, как и любой дороги в Москве, — в необходимости освобождать территорию от коммуникаций, строить вдоль железнодорожных путей и не только. В таком плотно застроенном городе приходится возводить значительную часть трассы в эстакадном исполнении. Так, только на южном участке МСД будет 56 искусственных сооружений общей протяженностью 22 км. Работа непростая. 

Но значение проекта МСД для столицы огромно, ведь автомобилисты смогут пересекать город, не сворачивая на «кольца», что снимет напряжение с основных трасс, проехать Москву насквозь по скоростному диаметру с севера на юг можно будет всего за 40 минут.

Несмотря на все сложности уходящего года, мы не только не затормозили программу, но всячески ее ускоряем, ведь любое промедление ведет к удорожанию проектов, а задача города — дать возможность участникам программы, а это порядка миллиона человек, как можно быстрее улучшить жилищные условия.

Миллион новоселов и космическое «сердце» страны

— Как оцениваете реализацию программы реновации? 

— Программа набрала хороший темп. За период ее реализации введено в эксплуатацию 227 новостроек, 209 из которых передано под заселение. В настоящий момент в новые квартиры переселяются 98,9 тысячи москвичей из 583 старых хрущевок. Из них 85,4 тысячи горожан отметили новоселья. В процессе строительства и проектирования еще 389 домов. Всего подобрано 565 стартовых площадок, что позволит возвести 9 млн кв. метров современного жилья и необходимой инфраструктуры. И подбор новых продолжается. 

Несмотря на все сложности уходящего года, мы не только не затормозили программу, но всячески ее ускоряем, ведь любое промедление ведет к удорожанию проектов, а задача города — дать возможность участникам программы, а это порядка миллиона человек, как можно быстрее улучшить жилищные условия. Только в этом году под заселение передано 56 новостроек. 

Макет квартала «Технологическая долина на Яузе» — кампуса МГТУ им. Баумана.
Макет квартала «Технологическая долина на Яузе» — кампуса МГТУ им. Баумана. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

— Какие еще амбициозные проекты реализуются сегодня в Москве? 

— Продолжается реализация масштабных проектов по формированию научно-образовательных кластеров МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана. Так, стартовой площадкой для первых резидентов научной долины МГУ станет кластер «Ломоносов», строящийся на средства городского бюджета силами столичного стройкомплекса. В здании площадью 65 тысяч кв. метров разместятся офисы высокотехнологичных компаний с лабораториями, «чистыми комнатами», центрами сертификации и испытаний. Кластер станет самой современной инновационной площадкой в Москве. Уже сейчас работы там близки к завершению. 

А в Лефортово строится новый кампус МГТУ — настоящий мини-город для будущих инженеров и исследователей. Там будет 14 зданий общей площадью 170 тысяч кв. метров. В них будут работать научно-образовательные центры, испытательный комплекс, центры биомедицины и транспортно-технологических систем. Будет и гостиница, и комплекс общежитий. 

В Национальном космическом центре будет создано 20 тысяч рабочих мест для инженеров-конструкторов, преподавателей, аспирантов и студентов базовых кафедр опорных вузов и резидентов отраслевого технопарка.

Но самым же амбициозным проектом, имеющим важнейшее значение для всей страны, является строительство Национального космического центра (НКЦ). 

— На какой стадии работы по его строительству и что он будет собой представлять? 

— Общая готовность комплекса зданий НКЦ превышает 90%. Ведутся отделка, монтаж инженерных систем, благоустраивается территория. Закончить стройку планируем в будущем году. 

Площадь комплекса зданий составит 255 тысяч кв. метров. Там разместятся центральный офис и объединенный отраслевой информационный центр Госкорпорации «Роскосмос», штаб-квартиры ряда организаций отрасли, отраслевой банк, образовательный центр, конгрессно-выставочный центр и центр диверсификации производства. 

Национальный космический центр (НКЦ).
Национальный космический центр (НКЦ). Фото: stroi.mos.ru

В Национальном космическом центре будет создано 20 тысяч рабочих мест для инженеров-конструкторов, преподавателей, аспирантов и студентов базовых кафедр опорных вузов и резидентов отраслевого технопарка. Этот объект станет крупнейшим космическим центром в мире. 

— Каковы в целом итоги ввода недвижимости в Москве в 2022 году? 

— Годовой план ввода недвижимости был — 8,5 млн кв. метров. Он перевыполнен на 43%: сдано в эксплуатацию почти 12,2 млн кв. метров.

Напомню, что год еще не закончился, и мы ожидаем более высоких итоговых показателей. Перевыполнили план и по вводу жилья, введя свыше 6,3 млн «квадратов» при плане в 4,5 млн кв. м. 

Существенно перевыполнен и план ввода различных объектов коммерческого и промышленного назначения, что тоже важно для города, ведь это точки экономического роста и создания новых рабочих мест. Кстати, на будущий год у нас большие планы по строительству объектов промышленного назначения. 

Проблем с поставками стройматериалов нет. Основные стройматериалы и конструкции у нас на 90% отечественного производства: кирпич, бетон, арматура, песок, цемент, конструктивные виды стали.

Сохраняются и высокие темпы сооружения социальной инфраструктуры в шаговой доступности от жилья. С начала января сдано в эксплуатацию 14 объектов социально-реабилитационного и лечебно-оздоровительного назначения, 31 детский сад, 19 школ и блоков начальных классов, 19 спортивных сооружений и шесть объектов культуры. 

— А как санкции повлияли на поставки стройматериалов — есть что-то, чего не хватает для стройки? 

— Проблем с поставками стройматериалов нет. Основные стройматериалы и конструкции у нас на 90% отечественного производства: кирпич, бетон, арматура, песок, цемент, конструктивные виды стали. 

Что касается небольшой доли зарубежных материалов и оборудования, то мы оперативно приняли меры по их замещению отечественными аналогами: в частности, монтажных и демонтажных стендов, диагностических и измерительных комплексов контроля различных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимых из стран ЕС. 

Активно внедряются и российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных. По системам микроэлектроники и автоматизации переориентировались на альтернативных поставщиков из азиатских стран и, конечно же, стимулируем развитие таких систем у себя. 

Фото: https://t.me/s/mos_sobyanin

Справка «АиФ»

В истории столицы были моменты, когда грандиозные градостроительные проекты откладывались на годы и десятилетия из-за нехватки финансирования, сложных внешних обстоятельств или недостатков управления. Правительство Москвы под руководством мэра Сергея Собянина не отложило ни одной стройки, а крупнейшие проекты, влияющие на качество жизни каждого москвича, вроде БКЛ, удается строить темпами, даже опережающими запланированные. 

С 2011 года протяженность московского метро выросла в 1,5 раза. За 10 лет построили 197,5 км новых линий, 100 станций и 11 электродепо. Для сравнения: до этого за 20 лет, с 1980 по 2000 год, появились 44 новые станции.

Каждый день на строительстве БКЛ работает 20 тыс. человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах