Примерное время чтения: 7 минут
254

Кинопулемет и ЯУФ. Самое интересное на выставке «Весна Победы» в «Зарядье»

Сюжет 80 лет Великой Победе
Экспозиция рассказывает о фронтовых операторах и фотокорреспондентах.
Экспозиция рассказывает о фронтовых операторах и фотокорреспондентах. / Игор Харитонов / АиФ

В «Подземном музее» парка «Зарядье» открылась выставка «Весна Победы», посвященная работе военных корреспондентов в последние месяцы Великой Отечественной войны. О самых интересных экспонатах — в материале aif.ru.

О чем выставка?

Выставка «Весна Победы» приурочена к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и посвящена последним ее месяцам. Причем зрителю предлагают взглянуть на важные события глазами фотокорреспондентов и операторов, донесших до нас уникальные кадры тех лет. 

Отдельной тематической линией стала роль женщин-операторов и фотокорреспондентов. Из двух с половиной сотен специалистов, снимавших документальную хронику на фронте, около двух десятков были представительницами прекрасного пола. 

Фото: АиФ/ Игор Харитонов

Как попасть?

Выставка проходит в «Подземном музее» парка «Зарядье» по адресу улица Варварка, д. 6, с. 2. Проще всего добраться пешком от станции метро «Китай-Город». Запутаться в парке сложно, но можно: большинство помещений «Зарядья» так или иначе находится «под землей». Экспозицию устроили именно в «Подземном музее», вход в который расположен справа от подножья «Парящего моста», если смотреть на реку.

Билеты приобрести можно как заранее на сайте, так и на месте, в любом из павильонов или прямо на входе в «Подземный музей». 

Мультимедийные экраны и подписи вполне позволяют разобраться и насладиться выставкой самостоятельно, но при необходимости можно заказать экскурсию, позвонив по телефону, указанному на сайте парка «Зарядье». Также есть регулярные экскурсии, узнать о расписании можно в Telegram-канале «Зарядья».

Фото: АиФ/ Игор Харитонов

Что смотреть?

Сама по себе выставка небольшая, но весьма информативная. Она состоит из мультимедийных экранов, на которых можно почитать истории и воспоминания военных корреспондентов тех лет, посмотреть репродукций различных документов, например, монтажных листов, которые заполняли операторы при отправке пленки с фронта на «большую землю» для монтажа, и, непосредственно, артефактов. 

Среди них — образцы фото- и видеотехники тех лет, оригинальные ящики с подлинной пленкой, монтажная и проявочная комнаты, а также подлинные снимки. Сопровождается осмотр экспозиции советскими песнями, посвященными корреспондентам, а на белой стене зала без перерыва крутят фрагменты военной кинохроники.

Фото: АиФ/ Игор Харитонов

Самое интересное

Среди экспонатов самыми интересными можно назвать образцы старой техники. Например, гости могут здесь увидеть так называемый «Кинопулемет» Александра Медведкина, который для выставки предоставил Государственный центральный музей кино. Всего таких аппаратов было собрано 50 штук, а экспонируется только два. 

Придумал их Александр Медведкин, руководивший фронтовыми киногруппами и уставший от того, что специалисты с камерами на треногах, вроде тяжелой Debrie-le-parvo или даже более мобильной КС-50, не успевают за стремительно развивающимися на фронте событиями. Потому он придумал установить 16-мм камеры, поставлявшиеся из США по ленд-лизу для установки на самолеты, на приклады от ППШ и раздать их группе из 50 специально обученных операторскому делу сержантов.

Фото: АиФ/ Игор Харитонов

«В последние месяцы войны фронт сильно растянулся, а у Медведкина было всего пять операторов. И, как он рассказывал сам, „события всегда происходили не там, где оператор“. Проблему надо было как-то решать. Для этого за три месяца обучили 50 сержантов-разведчиков, которым вручили эти „кинопулеметы“. Они работали от аккумуляторов, и помимо самой камеры, эти сержанты носили рюкзаки с двумя батареями, которые весили по десять килограммов каждая. Но в результате они наснимали достаточно много в последние месяцы войны», — рассказала корреспонденту aif.ru представитель кураторской группы выставки Елена Голубева.

Здесь же рядом находятся и оригинальные ящики со 120-метровыми кассетами для 35-мм камер КС-5 и КС-50. Каждой такой бобины хватало всего на одну минуту хроники, а для полной записи 120 метров нужно было заряжать камеру вручную два раза. Были у этой пленки и другие особенности.

Фото: АиФ/ Игор Харитонов

«Эта пленка была „на вес серебра“, потому как она делалась с использованием серебра. Есть расчет, что на одну ленту уходило около 70 граммов. И у каждого оператора был с собой ящик с такими пленками. Была у нее еще одна проблема — она легко воспламенялась. Потому с фронта эту пленку перевозили в специальных несгораемых ящиках — ЯУФах», — поделилась подробностями об экспонате другой представитель кураторской группы выставки Анастасия Ховенко.

Однажды этот минус был использован для выполнения боевой задачи. Сохранились воспоминания фронтового кинооператора Леонида Котляренко, который в самом начале войны при отступлении уничтожил при помощи этой пленки целый мост. Эту историю, а также многие другие, можно узнать на выставке «Весна Победы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах