Скоро будет закончен эпохальный проект – Большая кольцевая линия подземки. Протянется метро и во Внуково. А над землёй другие достижения: ввысь устремится 288-метровая башня космического центра. Великолепны уже работающие парк «Зарядье» и Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой.
Уникальные и грандиозные
Эпитеты «уникальный», «грандиозный» и «рекордный» можно смело добавлять к событиям, к которым причастна Группа компаний «Мосинжпроект». Неслучайно холдинг не сходит с первых мест отечественных рейтингов ведущих инжиниринговых компаний. Возьмём для примера строительство БКЛ. На 70-километровом кольце расположится 31 станция! Как отмечает генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, для пассажиров уже открыты 22 станции. Это позволило горожанам проложить новые удобные маршруты. На оставшихся девяти, две из которых реконструируются, ведутся архитектурная отделка, монтаж и пусконаладка оборудования и инженерных систем.
«Мосинжпроект» является генпроектировщиком и генподрядчиком строительства новых линий и станций московского метро. Группой компаний построены 125 км тоннелей, более 60 станций и 11 электродепо.
Или, скажем, другая амбициозная задача. Город с 2012 г. прирос новыми территориями, и нужно обеспечить их интеграцию в действующую городскую среду старой Москвы. «Интеграция эта не по карте, а полностью в активную мобильную жизнь, которая всегда отличала нашу столицу от многих городов», – подчёркивает Ю. Кравцов. ТиНАО усилиями «Мосинжпроекта» будет связана с «большой Москвой» новой линией метро. Ветка длиной порядка 40 км дойдёт до наукограда Троицка, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. «Завершена проходка на участке от станции «Новаторская» до «Бачуринской» Троицкой линии. На её центральном участке пройдены оба тоннеля от «Вавиловской» до «Новаторской». Два щита сооружают тоннели между «Вавиловской» и «Академической», – рассказывает исполняющий обязанности заместителя генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк. – Ещё два комплекса прокладывают тоннели между станциями «ЗИЛ» и «Крымская». Скоро начнётся проходка от «Академической» к «Крымской».
Из самолёта – в метро
Метро соединит не только новые территории: решением правительства Москвы Солнцевская ветка была продлена до аэропорта «Внуково», что превратит его в первую в России воздушную гавань с собственной станцией подземки. В сентябре на строительной площадке перед аэропортом финишировал тоннелепроходческий механизированный комплекс «Наталия», завершив сооружение тоннелей метро до аэропорта. На новом участке жёлтой ветки метрополитена ведётся строительство станций «Пыхтино» и «Внуково», также возводится метромост длиной 460 м – он станет вторым по протяжённости метромостом после Лужнецкого.
В прошлом году проходка была завершена на новом участке Люблинско-Дмитровской линии – до посёлка Северный. И опять рекорд. Никогда прежде при строительстве Московского метрополитена одновременно не финишировали сразу три щита, как здесь – на новом участке салатовой ветки.
На будущей Рублёво-Архангельской линии тоже ведётся тоннелепроходка. На первом участке строительства ветки разместятся шесть станций. В дальнейшем линия соединит «Москва-Сити» с перспективной застройкой в Рублёво-Архангельском.
И наконец, проектируется Бирюлёвская ветка. Она протянется по семи районам Южного и Юго-Восточного округов.
Откуда видны звёзды
На территории Мнёвниковской поймы формируется среди прочего крупный спортивно-рекреационный кластер. Концепцией предусмотрено, что парки, благоустроенные площадки для отдыха и набережные займут площадь свыше 120 га. «Специалисты Группы компаний в ходе реализации градостроительных проектов в Мнёвниковской пойме, на высвобождаемой территории Центра им. Хруничева и административно-делового центра «Коммунарка» наработали компетенции по созданию с нуля многофункциональных районов с развитой инфраструктурой», – говорит заместитель генерального директора по реализации крупных градостроительных проектов АО «Мосинжпроект» Андрей Антипов. Так, на территории примерно 95 га Центра им. Хруничева вырастут жилые, общественно-деловые объекты и научно-производственный кластер.
Ключевым объектом, несомненно, считается Национальный космический центр (НКЦ) – один из крупнейших в мире. «В полном объёме завершены монолитные конструкции низкоэтажной части комплекса зданий НКЦ, конгрессно-выставочного центра и будущей подземной парковки. Продолжается устройство монолита 288-метровой башни», – поясняет генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» Константин Маслаков («МИПСТРОЙ 1» входит в ГК «Мосинжпроект»).
Ещё один градостроительный проект, реализуемый холдингом, – административно-деловой центр в Коммунарке. Его называют наиболее динамичной точкой роста в ТиНАО: на площади в 469 га планируется возвести 7,2 млн кв. м жилых, социальных и культурных объектов. В июле были открыты три путепровода, связывающие «Коммунарку» с Калужским шоссе. Их создали под контролем специалистов холдинга.
Силами ГК «Мосинжпроект» продолжается возведение храма Успения Пресвятой Богородицы в Останкинском районе Москвы. Он станет одним из самых крупных храмовых комплексов столицы.
К важнейшим направлениям деятельности «Мосинжпроекта» также относится и дорожное строительство. С 1958 г. при участии его сотрудников построено более 6 тыс. км дорог и более 100 мостов и эстакад. Сегодня кроме улично-дорожной сети в Коммунарке активно строятся участки Южной рокады и Московского скоростного диаметра.
Ответственные задачи, стоящие перед холдингом, обязывают придерживаться на стройплощадках строгих мер, в том числе в области безопасности сотрудников. «Соблюдение требований охраны труда – показатель надёжности, ответственности и репутации компании», – рассказывает заместитель генерального директора по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «Мосинжпроект» Владимир Доровский.
От оранжереи до океанариума
Удерживать лидирующие позиции на рынке «Мосинжпроекту», по мнению заместителя генерального директора по инжинирингу Михаила Надота, помогает внедрение в работу современных технологий – к примеру, информационного моделирования. Этот опыт компании востребован при строительстве сложных объектов и в Москве, и в регионах. В частности, элементы ТИМ применяются при проектировании общественного пространства «Притяжение» в г. Магнитогорске. «В комплексе «59 меридиан» разместятся океанариум, оранжерея, парк «Живая сталь», музейно-образовательный комплекс «Вселенная металла» и др., – делится генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект» (головной проектной организации ГК) Рустам Черкесов. – Для нашей компании большая честь участвовать в создании такого масштабного проекта».
Региональное сотрудничество холдинга развивается. Сейчас обсуждается ряд проектов в Ленинградской, Мурманской и Волгоградской областях.
Кстати
Рекорды «Мосинжпроекта»:
- реконструкция крупнейшего в России стадиона – БСА «Лужники»;
- в острый период пандемии всего за несколько недель был построен госпиталь «Вороновское»;
- в марте 2020 г. судья Guinness World Records зафиксировал самое большое число тоннелепроходческих комплексов. Одновременно московское метро прокладывали 23 щита.