Юбилейный – 700-й по счёту – электробус с прошлой недели работает на маршруте № т53. Этот маршрут связывает Таганку с ж/д платформой Новогиреево, проходя мимо станций метро «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов».
100 миллионов пассажиров
«За 3 года с момента поставки первых машин электробусный парк столицы стал крупнейшим в Европе. В Лондоне сегодня работают 400 машин, в Париже – 150, в Берлине – 200, в Амстердаме – 211, – написал мэр города на своём сайте sobyanin.ru. – За 3 года работы московские электробусы прошли 40 млн км и перевезли 100 млн пассажиров. Юбилейный электробус № 700 выпустил новый сборочный центр КамАЗ, открытый в апреле 2021 г. на базе Сокольнического вагоностроительного завода. Кстати, 700-я машина входит в партию, приобретённую на средства, полученные бюджетом города от размещения «зелёных» облигаций. Заёмные средства, привлекаемые Правительством Москвы, идут на реализацию проектов, улучшающих экологию города».
Речь идёт об особых облигациях, средства от размещения которых направляются исключительно на развитие общественного транспорта «от розетки» и строительство Большой кольцевой линии столичной подземки. Так городские власти способствуют снижению выбросов загрязняющих веществ и парникового газа.
Москва стала первым из субъектов РФ, выпустившим «зелёные» облигации. Это произошло в конце мая, 70 млн таких ценных бумаг (каждая стоимостью в 1000 руб., постоянным купонным доходом и сроком обращения 7 лет) на Московской бирже выкупили почти мгновенно. Основными инвесторами «зелёной городской программы» стали банки, инвестиционные фонды и управляющие компании, но часть облигаций приобрели и физические лица (заявки последних имели приоритетное преимущество). У города отличная репутация «заёмщика», а кроме того, этому выпуску присвоили наивысший кредитный рейтинг. Поэтому желающих дать в долг Москве нашлось предостаточно.
Контракты жизненного цикла
Какую же технику приобретают столичные власти для пассажирского транспорта?
С начала этого года московское правительство отказалось от закупок дизельных автобусов. Вместо них стали покупать электробусы. Все они низкопольные, со спутниковой навигацией, USB-разъёмами, медиаэкранами и климат-контролем. Ответственность за работоспособность техники лежит на производителе, максимально выгодный для покупателя – города – вариант.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, до конца года в Москву поступят ещё 300 электробусов, 200 из них – московской сборки. В планах на 2022 г. – ещё 420 электробусов, а к 2030 г. весь городской парк транспорта станет экологичным. Любопытный факт: замена одного автобуса на электробус снижает выбросы СО₂ на 60,5 т в год.
Параллельно с ростом количества единиц «зелёной» техники растёт и число маршрутов, на которых они работают. С середины августа электробусы начали ходить на маршрутах № т52 и 258. Первый стартует у Москворецкого рынка, потом уходит на Варшавское шоссе и Нахимовский проспект, а финиширует около ст. метро «Профсоюзная». Второй – № 258 – следует от ст. метро «Беляево» через Севастопольский и Нахимовский проспекты до метро «Нагорная». На сегодня в Москве 56 маршрутов, которые обслуживаются электробусами. В следующем году будет 75. А осенью 2022 г. в столице начнётся тестирование инновационного электробуса, работающего на водородном топливе.