Депутат Московской городской Думы Наталия Метлина высказала мнение, что предложение Минтранса о вводе платы за проезд по региональным автодорогам для всего частного автотранспорта слишком радикальное и не может быть реализовано в российских условиях.
«Прозвучавшее на прошлой неделе предложение пересадить россиян на бесплатный общественный транспорт, а проезд по региональным дорогам сделать платным к 2035 году — это ошибочный путь, — уверена парламентарий. — Сегодня во всём мире популярны идеи социалистического толка. Какие-то из них являются очень гуманными, как, например, базовый доход, и могут быть встроены в нашу систему социального страхования. От каких-то идей, вроде пересаживания всех жителей на общественный транспорт, попахивает плановой экономикой».
Спикер напомнила, что подобная ситуация уже была в СССР. «Мы уже жили в стране, где личный автомобиль был недоступной роскошью, а огромная доля населения ездила на общественном транспорте за пять копеек, — напомнила Метлина. — Все, кто помнит этот опыт, иначе как унизительным его не называют: автобусы ходили редко, были переполненными, зимой холодными, а летом — душными. Более того, за пределами Москвы они много где такими и остались. Рост числа личных автомобилей в постсоветский период в нашей стране не был капризом или вопросом роскоши. Покупка любого, самого скромного автомобиля была насущной необходимостью. Это был ответ на провальную инфраструктуру, и сегодня говорить, что мы на территории страны, даже на уровне федеральных трасс, все проблемы решили, явно преждевременно».
По словам депутата, семьям с детьми будет очень сложно обойтись без машины. «У нас сегодня центром политики является семья, дети. Это закреплено в Конституции. Но представьте себе, как поехать с двумя маленькими детьми из Москвы на дачу в соседнюю область общественным транспортом. На бесплатном автобусе до автовокзала, затем пересесть на местный пригородный автобус, а потом еще десяток километров пройти до дачи по грунтовке? — спросила Метлина. — Естественно, ни одна московская семья с детьми не откажется от личного автомобиля. Но таким образом у нас к уже существующим «штрафам за материнство» прибавится ещё и плата за проезд по дорогам. Это в корне неверная политика».
По мнению Метлиной, введение платы за проезд скажется и на смежных отраслях. Например, под вопросом окажутся все усилия по развитию малоэтажного индивидуального строительства в Москве и столичном регионе, где большая доля проживающих — именно семьи с детьми.
Парламентарий видит возможные негативные последствия и для других групп населения. «Частный автомобиль — это движущая сила экономики. Это высокий уровень социальной мобильности. Человек, который может сесть за руль и поехать на работу в соседнюю область, — активен, он хочет работать и зарабатывать, и таких людей сотни тысяч. Наложить на них дополнительную плату — это увеличить нагрузку на всех людей труда. Попросту говоря, бедные станут беднее», — заключила депутат.
При этом она подтвердила, что темпы автомобилизации и загрязнения окружающей среды, безусловно, нужно снижать, но не радикальными методами вроде платных дорог. «В мире накоплены разнообразные варианты снижения вреда от автомобилей, от перевода на электродвигатели до карпулов. Мы сейчас делаем только первые шаги в этом направлении, и нужно использовать все варианты, прежде чем делать частный автомобиль снова недоступной роскошью», — сказала Метлина.
Предложенный Минтрансом вариант она назвала сомнительным и с точки зрения бюджетов регионов. «Сегодня в России 72 субъекта федерации дотационные, они не зарабатывают на собственные нужды. Запустить в них систему бесплатного общественного транспорта, которая покроет потребности населения полностью, им будет просто не под силу, — считает Метлина. —Немаловажным является и тот факт, что мы живем в самой большой в мире стране, лишний раз не выезжать из дома — это значит прерывать родственные связи, тормозить развитие внутреннего туризма. К тому же, все мы платим налоги, включая транспортный, а значит, имеем право требовать от государства организации дорожной инфраструктуры и поддержания её в надлежащем виде».
«В Германии, например, нет платных дорог, а объём дорожного полотна в США превышает российский в несколько раз. Мировой финансовый кризис диктует нам необходимость принятия неординарных решений, таких, например, как те, что вытащили Советский Союз из мирового кризиса на рубеже 20-30-х годов прошлого века — индустриализация, строительство инфраструктурных объектов, в том числе дорог — это путь, который сегодня поддерживают ведущие экономисты нашей страны. Именно поэтому я встаю на защиту как можно большего строительства дорог, бесплатных, позволяющих размышлять семьям россиян о собственных домах, куда они в течение короткого времени могли бы добраться по новым дорогам», — резюмировала депутат.