Цифровая среда — сегодня неотъемлемая примета времени. Не могли ее обойти своим вниманием и в сфере здравоохранения. Ведь цифровые услуги заметно упрощают работу даже не то, что поликлиник, но и целых стационаров. О том, как выстроена цифровая среда в московских крупных больницах и какие преимущества это дает пациентам и врачам, АиФ.ru рассказал главный врач ГКБ № 15 им. Филатова Валерий Вечорко. Его стационар перешел на систему работы с ЕМИАС и уже может оценивать результаты такой работы.
Работа с ЕМИАС
— Валерий Иванович, ваша больница уже перешла на работу с ЕМИАС — как вы можете оценить результаты? Как проходил переход?
Валерий Вечорко: Полностью мы перешли на работу единой медицинской информационно-аналитической службы (ЕМИАС) еще прошлой весной. Для этого разворачивалось сервисное оборудование, автоматизированные рабочие места в количестве необходимом для внедрения. Здесь надо отметить помощь, которую оказал департамент информационных технологий — каждый пользователь был индивидуально проинструктирован по функциональности системы в соответствии со своими обязанностями. Все жизненно важные процессы запустили в систему за небольшой срок, было налажено взаимодействие между всеми структурами стационара — всеми отделениями, всеми подразделениями. Введение электронной истории болезни также позволило нам соблюдать эпидрежим, что важно. Все, что было в красной зоне, осталось там, а необходимые данные мы могли наблюдать на экране монитора в режиме реального времени.
— Было обучение персонала для работы с такой системой?
— Конечно, было обучение для персонала, приезжали специалисты неоднократно, задавались вопросы. Это долгая история была — обсуждалось, решалось, работалось, заходили и в красную зону специалисты, смотрели, что как на местах работает. И эта работа до сих пор у нас продолжается.
Работать становится проще
— В чем преимущество работы с такой системой с точки зрения врача стационара?
— Во-первых, это доступ к электронной медицинской карте, ко всем процессам в больнице, лечению, передвижению медикаментов в отделениях. Это очень важно и значительно все упрощает. В электронной истории болезни отражены не только осмотры врачей, но и результаты всех исследований, проводимых в стационаре — это лабораторные исследования, инструментальная диагностика, лучевая, биопсия, консультации. Любой доктор открывает историю болезни и видит, что и на каком этапе находится. В конечном итоге, выписной эпикриз на выбывающего больного формируется на основе информации по всему ходу лечения. И это очень удобно. Благодаря информационной системе мы можем не только видеть историю болезни каждого пациента, но и анализировать данные по лечению.
Надо отметить и еще такое преимущество. Наши доктора старшего возраста не входят в красную зону. При этом они могут дистанционно помогать более молодым специалистам в лечении, находясь в зелёной зоне, открывать историю болезни пациента и видеть сразу же всю информацию о нем.
— Как это упрощает работу медиков? Можно привести пример, как это работает на практике?
— Система уже на этапе обращения пациента способна определить его данные. При внесении данных полиса или СНИЛС, или просто ФИО пациента информация по нему сразу становится видна сотрудникам стационара. Также на этапе регистрации врачу доступна единая карта пациента, в которой отражена информация о его предыдущих обращениях в стационар или поликлинику. Это тоже огромный плюс.
После проведения осмотра врач формирует план обследования по существующим стандартам. Они включают в себя все необходимые и рекомендованные исследования в приемном отделении. После назначений врачи диагностических подразделений готовятся к приему пациентов. У них есть возможность подготовить не только проведение исследования, но и изучить карту пациента, который к ним будет поступать. Врач приемного отделения на основе внесенных результатов может оперативно принимать решение о госпитализации, определяется с профилем отделения и делает пометку. Лечебное отделение, куда поступает пациент, в системе устанавливает палату, фамилию лечащего врача, а также готовится к выполнению первичных назначений. Это существенно сокращает время пребывания. А если это все отработано и хорошо функционирует, тогда в разы сокращается время, которое раньше уходило на оформление пациента.
Здесь надо отметить еще то, что когда пациент поступает к нам по экстренному каналу, мы видим через какое время к нам он приедет, а также с какой проблемой. Допустим, мы видим, что вот к нам едет пациент с инфарктом. Мы уже можем приготовить кардиореанимацию, если видим, что есть необходимость выполнить коронарографию — это занимает уже не минуты, а секунды.
— Для врачей плюсы понятны, а пациенту чем такая система работы полезна?
— Пациент получает более качественное и своевременное лечение, а иногда и спасение жизни. Если его везут, например, все с тем же инфарктом, у нас есть время «золотого часа». Если он не успевает доехать, то ишемия распространяется на мышечную ткань сердца, и инфаркт увеличивается, усложняется и так далее. Чем раньше он попадет на операционный стол, чем раньше откроем инфарктобразующую систему , тем пациент быстрее выпишется и уйдет здоровым домой.
Цифровизация в медицине
— Как сегодня цифровизация помогает в медицине? У вас же в больнице используются разные варианты цифровых технологий?
— Пандемия дала толчок к активному развитию цифровизации. Так, были организованы телемедицинские консультации между зеленой и красной зоной. Более опытные и квалифицированные врачи старшего возраста, которые в красную зону не ходят, смогли консультировать более молодых по лечению пациентов. Речь идет и о видеоконференциях с ведущими медцентрами. Также цифровизация — это и взаимосвязь между лечебными учреждениями, в том числе городскими и региональными. Мы проводили, например, с регионами видеоконсультации, клинические разборы случаев. Или применение искусственного интеллекта для определения патологий в том же самом рентгене или КТ. Мы видим изображение, а интеллект выдает нам варианты помощи человеку. Мы видим, на что надо обратить внимание.
— У вас строится на территории больницы скоропомощный стационар. Зачем? Он также будет оснащен цифровыми наработками?
— Такого рода центр в 21 веке не может работать без цифровых технологий. Это несовременно. Поэтому цифровые технологии, ЕМИАС и другие — это все будет зашито в нашем новом стационаре.
Но мы движемся и дальше, я думаю и какие-то другие системы будут присутствовать в работе скоропомощного стационара. В корпус для оказания экстренной помощи, который строится на территории нашей больницы, будут поступать больные можно сказать «с колёс». Новое здание предусматривает первичное разделение потоков по категориям, например, для обследования, экстренных пациентов и т.д. Из тамбура для въезда и выезда машин пациенты будут попадать сразу в зону регистрации и распределяться по отделениям, а в тамбур может заезжать порядка 6 машин скорой помощи.
Там все будет разграничено, продумана маршрутизация, все необходимое рядом друг с другом. В новом корпусе развернут смотровые палаты, отделение диагностики, лаборатории, операционные, ну и, конечно же, подсобные и хозяйственные помещения. На первом этаже планируется противошоковое отделение, зона срочной диагностики, лабораторное отделение, операционные и прочие другие. Кроме того, будут зоны комфортного пребывания для сопровождающих, а также тех, кто в плановом порядке пришел к нам.
У нас появится возможность начать реанимационные действия буквально с колес скорой помощи. Если человек приехал с падением с высоты, травмой, после ДТП и т.д., он тут же сразу будет подаваться в операционную, обрабатываться, тут же сразу будут делать ему операцию. Времени на промедление у нас не будет априори. Пациент приехал и сразу распределяется в определенную необходимую ему операционную.
Корпус также будет оснащен и МРТ, и КТ, там будут ангиографы, рентген, С-дуга. Наш скоропомощной стационарный комплекс станет локомотивом городского здравоохранения, cущественно повысит доступность и качество оказания медицинской помощи пациентам. Это шаг в будущее, это прорыв, это показывает на то, как департамент здравоохранения и Правительство Москвы работает не словами, а делами показывая заботу о наших гражданах, в частности о москвичах.