19 октября ученики 1-5 классов возвращаются в школы и возобновляют учебу очно, а школьники 6-11 классов на ближайшие две недели переходят на дистанционный режим обучения. Это решение было непростым и компромиссным, ведь нужно было учесть интересы и школьников, и учителей, и родителей.
Почему так, а не иначе?
Вынужденные каникулы, которые были объявлены в школах, стали еще одной мерой московского правительства для сдерживания роста заболеваемости коронавирусом. Как сообщил в своем персональном блоге столичный мэр Сергей Собянин, каникулы дали свой эффект: «За последние дни доля детей среди заболевших снизилась с 19% до 11%. Старшие школьники больше подвержены риску заражения коронавирусной инфекцией. На их долю приходится две трети заболевших детей».
Совместно с педагогами, санитарными врачами и другими экспертами был принят ряд решений о том, какой будет школа после каникул в это непростое время. Опыт весенних месяцев показал, что старшеклассники достаточно хорошо адаптируются к дистанционному формату обучения, поэтому они пока продолжат учебу онлайн, младшим это сделать сложнее.
«Дистант этой весной показал, что дать качественное образование ученикам младших классов на дистанционке сложно: они не мотивированы, не могут самостоятельно заниматься у компьютера, и родители не могут им помочь, несмотря на то, что это младшая школа. Кроме того, нужно понимать физиологию ребенка в этом возрасте, как он концентрируется. Поэтому у принятого решения есть две причины. Первая — это то, что малыши меньше подвержены заражению COVID-19. И вторая — это тот факт, что младшие классы лучше и результативнее занимаются очно. У нас есть неправильное представление, что дети рождаются с гаджетами в руках. Уже несколько педагогов мне рассказывали, что обучать детей технологии онлайна им приходилось с самых азов. У современных детей, увы, на кончиках пальцев Tik-Tok, „ВКонтакте“ и игры, а освоить обучающие программы, особенно в младших классах, им сложно самостоятельно. Правильно, что отправили в офлайн и пятиклассников. Детей до 11-12 лет сложно оставить одних дома, а ведь не все родители сейчас на удаленке. Кто присмотрит за детьми? Поэтому я считаю, что принято наиболее разумное и логичное решение, которое можно принять в этой ситуации», — считает глава Общественного совета Министерства просвещения РФ по независимой оценке качества условий образовательной деятельности, заведующий лабораторией НИУ ВШЭ Александр Милкус.
Вместе с малышами в особой ситуации оказались и пятиклассники. Они только начинают обучение в средней школе с новым классным руководителем и учителями-предметниками. Чтобы дети не испытывали дополнительный стресс, их тоже решили вернуть за парты. Сегодня с 1 по 5 класс в Москве учится 540 тысяч детей.
Для школьников младших классов разблокируют транспортные карты, действие которых приостановили на время каникул. Очевидно, что перевод старших классов на дистант, а это около 500 тысяч школьников с 6 по 11 класс, позволит минимизировать риск распространения инфекционных заболеваний. Если младшие школьники обычно посещают учебные заведения рядом с домом и не пользуются общественным транспортом, то дети старшего возраста часто выбирают школы, в которые нужно добираться на автобусе или метро.
Дистант для учителей по желанию
Указ мэра касается и учителей. Учителя старше 65 лет и учителя, имеющие ряд хронических заболеваний, могут быть по желанию переведены на онлайн-работу. В помощь педагогам на дистанционке придут тьюторы — молодые учителя. Это позволит обезопасить пожилых педагогов, и при этом они смогут продолжать работать, а учебный процесс никак не пострадает.
«Сегодня у нас было совещание, на котором заммэра Анастасия Владимировна Ракова сказала, что, если человек себя хорошо чувствует, у него нет никаких обострений, нет респираторных заболеваний, и он хочет продолжать работу в своем классе, он имеет право выйти, поэтому учителя 65+ возвращаются в школы, если у них хорошее самочувствие. Тьюторы — это студенты-старшекурсники, которые обычно всегда проходят практику в московских школах. Это люди, которые уже изучили педагогику, психологию, и они будут осуществлять чисто организационные моменты. Тем более мы стараемся брать таких студентов, которые уже изучили свой предмет, и они могут по окончании дистанционного урока, который ведет штатный педагог, находящийся на дистанционке, проконсультировать детей, ответить на их вопросы. Тьюторы будут находиться в классе с детьми, организовывать сам процесс, подключать всевозможную технику. И родители, и дети, и педагоги отнеслись к сложившейся ситуации с пониманием. Эта мера сейчас вынужденная», — отметила депутат МГД VII созыва, член комиссии по образованию, директор ГБОУ СОШ № 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора Надежда Перфилова.
Обновленная МЭШ и Microsoft Teams
Дистанционное обучение для старшеклассников будет организованно с помощью МЭШ и Microsoft Teams: эти программы облегчат работу педагогам, а учеников избавят от поиска ссылок в различных чатах для входа на дистанционный урок. Для МЭШ создали множество обновлений для удобства всех пользователей.
«Все обновления я попробовала сама. Во-первых, появилась совершенно классная кнопка, позволяющая проводить видеоконференции. Мне кажется, это для ребят реально очень здорово. Но самое важное, что теперь ребята могут заходить в обучающие программы с любого устройства: с телефона, с планшета, а не только со стационарного компьютера. Расширилась библиотека МЭШ. Детям можно заниматься самостоятельно, пользоваться всем, например видеоуроками, видеть тот материал, который закреплен за каждым уроком. И все это на одной кнопке, не нужно делать много разных движений. И сегодня на общегородском онлайн-совещании для родителей мы будем все объяснять папам и мамам, вплоть до того, на какую кнопку нажать и как пользоваться», — рассказала председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности города Москвы при ДОНМ Людмила Мясникова.
Что касается кружков, секций и других учреждений дополнительного образования, то их решено пока не открывать до ноября.