Примерное время чтения: 7 минут
1362

АвтоВАЗ с «НАМИ». Что будет с автомобильным «наследством» Renault?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Время учиться всё делать самим 18/05/2022 Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
100% акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть правительство Москвы.
100% акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть правительство Москвы. АГН Москва

На днях пришла новость, серьёзно меняющая ситуацию в отечественном автопроме, — заводы «Рено» в Тольятти и Москве перешли в госсобственность.

Первый теперь принадлежит правительству РФ, второй – правительству города Москвы. Что за этим последует? Какие модели мы потеряем, а какие приобретём и как будут обслуживаться уже выпущенные машины?

АвтоВАЗ перейдёт в госсобственность «условно за 1 рубль», сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, и в течение 6 лет Renault сможет выкупить акции обратно, если решит вернуться. Условия передачи московского завода компании, видимо, аналогичные. Разве что формальная структура распоряжения акциями отличается: если управляющая московским заводом «Рено Россия» официально и на 100% теперь столичная, то 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ переходят ФГУП «НАМИ» (Научный автомоторный институт, созданный в 1920 г.), а меньшая доля останется у корпорации «Ростех». Это потому что французы не могли передать свой пакет юрлицу, находящемуся под санкциями. Что касается техобслуживания выпущенных в РФ автомобилей Renault, то контроль над ним теперь целиком переходит к АвтоВАЗу.

Что будет с людьми?

Оба предприятия в последнее время испытывали проблемы с логистикой. АвтоВАЗ и сейчас в простое, который продлится до 23 мая. Московский автозавод останавливался с 28 февраля по 21 марта, а на тольяттинском предприятии конвейер выключали несколько раз, в том числе с 4 по 24 апреля, с 4 по 6 мая и с 11 по 13 мая. Всё это время рабочим платили 2/3 зарплаты. Сейчас всё Тольятти в тревоге: станет ли государство платить так же аккуратно, как ушедшие «фирмачи»? По данным региональных властей, на АвтоВАЗе трудятся 35 тыс. чел., но ещё 26 тыс. рабочих были заняты производством деталей в его компаниях-«спутниках».

Помогут ли китайцы?

По соглашению вместе с заводами правительствам РФ и Москвы бренд «Рено» не переходит. То есть машины под таким брендом выпускаться в стране больше не будут. Поэтому в Москве будет «Москвич», и мэр столицы в своём блоге уже назвал КамАЗ потенциальным технологическим партнёром выпуска будущих автомобилей. «Мы поддерживаем решение мэра, – заявил «АиФ» пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев. – Это позволит сохранить и развить научно-технический и кадровый потенциалы автомобилестроения в стране. Вопросы технологического сотрудничества находятся в стадии обсуждения». Проблема в том, что все три модели французских кроссоверов (Renault Duster, Renault Kaptur и Renault Arkana), которые выпускает завод сейчас, делать даже под другой маркой будет невозможно – не из чего собирать.

Бренд «Москвич» есть, но машины пока нет – её предстоит создать. Возможно, технологии и комплектующие удастся найти в Китае. Впрочем, китайские контрагенты, как убедился на своём опыте АвтоВАЗ, – ребята ненадёжные. Завод было договорился о поставках комплектующих-аналогов, однако из-за введённого в КНР локдауна товары не только не смогли доставить вовремя, но даже не произвели.

Чем ВАЗ пожертвует?

«АвтоВАЗ продолжит выпускать все «Нивы» (Niva Legend и Niva Travel), а также Lada Granta, – говорит партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. – Не будет выпускать Renault Logan, Renault Sandero, Lada XRay – у этих моделей все комплектующие импортные, и права на их выпуск не принадлежат заводу. Под вопросом производство Lada Vesta – это плод совместной разработки, и там есть важные импортные узлы. Не всё понятно и с Lada Largus, замечательным коммерчески успешным автомобилем. Там права на выпуск переданы ­АвтоВАЗу, но вот что будет с комплектующими…»

Трудности с комплектующими на ВАЗе, кстати, начались не сейчас, а ещё со второй половины 2021 г., рассказывают работники предприятия. Из-за того что вовремя не подвозили электронные компоненты, завод, как правило, и работал не полностью: из трёх линий одна простаивала. Так что в этом году проблемы лишь усугубились; начались перебои с поставками других импортных узлов и деталей. С закрытием автоперевозок из Европы поставки комплектующих окончательно остановились. Так что даже для выпуска уменьшенного модельного ряда заводу нужно время, чтобы выстроить новые логистические цепочки.

Прежде всего будут искать возможности изменения конструкции автомобилей. Есть вроде бы хорошая для АвтоВАЗа новость: правительство разрешило перейти на другие нормативы экологичности, чтобы по возможности не применять при сборке комплектующие, которые трудно достать. Но есть и «плохая» – техрегламент запрещает выпускать с конвейера машины по другим стандартам и без некоторых импортных компонентов (вроде АБС), к которым давно привыкли в России.

Словом, в обоих случаях будет много работы для инженеров: придётся и новые автомобили создавать, и существенно переделывать существующие.

«Москвич» вернётся и станет электрическим

Москва обещает наладить производство электромобилей.

«Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод «Рено». Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – написал в своём блоге мэр Собянин. – На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобилей».

По словам профессора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайра Блудяна, переход завода в соб­ственность города – идеальный вариант, при котором на территории мегаполиса сохраняется крупный производственный кластер. «Что касается планов по выпуску электромобилей, то я считаю, что они не просто выполнимы, но и очень логичны, – рассказал Н. Блудян «АиФ». – Это доказывает стратегия, по которой столица развивается последние годы. Вспомните о ставке на экологичный общественный транспорт и сборке электробусов в Сокольниках. Раньше казалось невозможным заменить автобусы на электробусы, а их уже тысяча штук бегает по городским маршрутам. Сейчас сделан следующий логичный шаг – город готов вкладываться в личный «зелёный транспорт», чтобы 5 млн частных машин, ездящих по Москве, постепенно менялись на безопасные для окружающей среды модели. Неспроста главным технологическим партнёром «Москвича» столичное правительство выбрало КамАЗ. У этой компании есть практический опыт производства электробусов и серьёзные наработки по элект­рическим легковым автомобилям».

Понятно, что сделать предстоит очень и очень многое (выпуск «классики» может стартовать в этом году). «Совместно с КамАЗом и Минпромторгом России мы работаем над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов», – пишет мэр. Если говорить об электрических моделях, то тут, наверное, главная задача – обеспечить производство батарей и зарядных станций.

Символично, что новый виток импортозамещения связан с заводом на Волгоградском проспекте, который почти 100 лет назад начинал с производ­ства машин Ford, причём из американских комп­лектующих. Потом ­наладили производство деталей в СССР, а после войны стали выпускать легковушки для широкого круга покупателей (см. ­инфографику). «Москвич» десятилетия считался главным народным автомобилем. С 1998 г. столичный завод стал домом для французского «Рено». И вот теперь в столицу опять возвращается «Москвич». Уже известно, что его директором назначен Дмитрий Пронин. По данным столичного Деп­транса, будет сохранён коллектив предприятия (там трудятся 3,8 тыс. специалистов) и обеспечена работа для 40 тыс. производителей автокомплектующих по всей России.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах