Участок Юго-Восточной хорды от Рязанского проспекта до ТТК поедет в следующем году.
«Молодая» магистраль
«Несмотря на определённые проблемы, связанные с пандемией, мы продолжаем активное дорожное строительство. Глобальным проектом являются хорды: Северо-Западная хорда построена, Северо-Восточная хорда подстроена на две трети, один из самых молодых проектов — Юго-Восточная хорда — на треть», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра одного из ключевых участков ЮВХ. Речь идёт о территории от Рязанского проспекта до Третьего транспортного кольца.
«После завершения строительства этого участка будет организован съезд с ТТК по путепроводу в сторону улицы Нижегородская, круговое движение с разворотом в сторону ТТК, а также подъезд к станциям МЦК и МЦД-2 (обе называются „Новохохловская“. — Ред.)», — объясняет заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Одновременно с транспортными объектами строители заняты и другими, не менее важными — надо реконструировать Новохохловскую улицу и открыть два подземных пешеходных перехода через хорду на Нижегородской улице.
Участок от Рязанского проспекта до ТТК готов уже на 82%. Само строительство закончится в следующем году, но полноценно эта часть хорды заработает позднее, когда откроются съезды на Рязанку. Тогда снизится нагрузка на Третье кольцо, быстрее поедут Рязанский и Волгоградский проспекты, а кроме того шоссе Энтузиастов и Нижегородская улица. И конечно, станет удобнее добираться до двух ТПУ — «Новохохловская» и «Нижегородская». Если говорить о жителях конкретных территорий, то больше всего выиграют москвичи, у которых дом или работа находятся в районах Печатники, Нижегородский и Южнопортовый.
Перекрытия движения не будет
Вся Юго-Восточная хорда сейчас готова на 34%. ЮВХ — сложная для реализации задача не только из-за своей протяжённости (со всеми примыкающими дорогами и съездами набирается 101 км). Дело в том, что пятая часть хорды должна проходить по эстакадам, мостам и тоннелям. Чтобы вписать хорду в плотную городскую застройку, нужно возвести 59 искусственных сооружений. Плотная застройка — это не только дома, школы, офисы и торговые центры. Уже существующие московские дороги заставляют проектировщиков и строителей поломать голову, ведь возводить ЮВХ надо без приостановки существующих транспортных потоков. Андрей Бочкарёв приводит в пример участок вдоль улицы Шоссейная: «Полное перекрытие движения по ней на время строительства эстакады создало бы транспортный коллапс в районе Печатники. Поэтому сооружение основной части пролётного строения ведётся методом продольной надвижки, когда металлоконструкции собираются в стороне, а затем „надвигаются“ домкратами над действующей дорогой».
И таких сложных отрезков на ЮВХ предостаточно. «На одном только узле пересечения с Волгоградским проспектом Юго-Восточная хорда дважды пересекает Курское направление Московской железной дороги (МЦД-2), в двух местах проходит над тоннелями метро строящегося участка Большого кольца метро и в двух местах пересекает открытый участок Таганско-Краснопресненской линии, — поясняет гендиректор группы компаний „Моспроект-3“ Анна Меркулова. — Всё это находит отражение в проектных решениях — фундаменты каждой опоры приходится прорабатывать индивидуально, чтобы уменьшить шумовое и вибрационное воздействие на окружающую застройку. Диаметры свай также подбираются индивидуально, что позволяет уменьшить их количество и сделать фундамент более компактным».
Ждём нового кольца
В ближайшие 3 года в столице построят 272 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Это в том числе 5 развязок на МКАД, 12 мостов, улично-дорожная сеть на территории ЗИЛа, магистрали в Новой Москве.
Но крупнейший транспортный проект, которому в 2021–2023 г. будет уделяться повышенное внимание, это, конечно, новое дорожное кольцо из Южной рокады с Северо-Восточной, Северо-Западной и Юго-Восточной хордами. Будущее кольцо готово уже на 57%. Оно принесёт пользу всему мегаполису, ведь улучшится транспортная доступность 73 районов Москвы, где живут 7 млн человек. «Сейчас, чтобы попасть на машине в соседний округ, часто приходится делать большой крюк: ехать до МКАД или через центр, — объясняет Сергей Собянин. — Хорды свяжут соседние районы, разгрузят дороги в центре и вылетные магистрали».
Полезность магистралей нового типа хорошо видна на примере Северо-Западной хорды, которая уже действует. Там пробег машин при поездках между соседними районами сократился на 10%. Вылетные магистрали (Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублёвское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе) едут быстрее на 15%, пропускная способность прилегающих к СЗХ улиц выросла на 30%. Вот такой «антипробочный эффект» от одной только магистрали.