Примерное время чтения: 9 минут
833

Артерия страны. На ВЭФ-22 обсудили развитие Северного морского пути

Сюжет Восточный экономический форум – 2022

В рамках VII Восточного экономического форума прошла деловая сессия «СМП: быстрее, надежнее, эффективнее», посвященная роли Северного морского пути в текущих геополитических и экономических условиях. Данную тему участники ВЭФ обсудили и на стенде «Аргументов и Фактов».

Фантастика для советского времени

Важной перспективной задачей развития Дальнего Востока и Арктики является создание необходимой инфраструктуры для обеспечения регулярной круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В целях устойчивого роста арктического судоходства, наращивания грузового транзита и повышения эффективности экспортных логистических маршрутов Правительством Российской Федерации утвержден план развития СМП до 2035 года.

«Северный морской путь как устойчивый транспортный коридор уже состоялся. В прошлом году грузооборот на СМП составил порядка 34 млн тонн. Эта цифра, которая даже смелым фантастам советских времен не снилась, на пике в советские времена там было 6 млн тонн. Сейчас это уже довольно развернутая структура, львиную долю которых, конечно, составляет СПГ, нефть, но существенная часть — это грузооборот для новых инвестиционных проектов — уже несколько миллионов тонн. СМП потихонечку, как такой ключик, открывает для нас кладовую Арктики, а значение ее огромно для всей России, и, в общем-то, она имеет большое международное значение как транзитный коридор. В дальнейшем СМП все больший интерес вызывает уже у международных игроков как транзитный коридор, потому что в несколько раз растет объем транзита в последние годы. Поэтому я смотрю на развитие СМП с большим оптимизмом и, я бы сказал, с уверенностью», — отметил генеральный директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

К территориям северного завоза относятся населенные пункты 25 субъектов Российской Федерации с населением более 3 миллионов человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 миллиона тонн грузов жизнеобеспечения. Большую часть этих грузов — 75 процентов — составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджетов на северный завоз достигают 14,2 миллиарда рублей в год. Обеспечение бесперебойного снабжения территорий северного завоза — важное условие стабильного развития страны. Эта задача является зоной особого внимания и контроля со стороны президента РФ Владимира Путина. Во исполнение его поручения разрабатывается проект федерального закона о северном завозе, принятие которого позволит обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров для северян.

Для бесперебойной надежной работы СМП в круглогодичном режиме необходима поддержка крупных партнеров. Тесная кооперация государства и бизнеса будет способствовать повышению экономической привлекательности маршрута, укреплению безопасности в регионе.

Проблемы и их решение

«Одним из немаловажных условий бесперебойной работы СМП является своевременная бункеровка следующих по СМП судов качественным, доступным по цене судовым топливом в требуемых объемах. Чтобы достичь поставленных задач, необходимы своевременные решения уже сейчас.

«Эксперты нашего СРО готовы оперативно предоставлять любую информацию и аналитику по ситуации на российском рынке с судовым топливом», — отметил председатель Совета Саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» Владимир Сергеев.

Председатель Совета Саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» Владимир Сергеев.
Председатель Совета Саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» Владимир Сергеев. Фото: АиФ

Руководитель единственного в отрасли объединения бункеровочных компаний, на долю членов которого приходится более 70 процентов бункеровок на российском рынке бункеровки, отметил, что в стране с участием членов Ассоциации начали реализовываться интересные современные отраслевые проекты. Например, недавно на Камчатке в рамках ТОР «Камчатка» построен и введен в эксплуатацию новейший бункеровочный комплекс с емкостным парком на 18 тысяч кубометров единовременного хранения топлива. Здесь же сосредоточен значительный бункеровочный и буксирный флот, в том числе и ледового класса, способный своевременно обслуживать потребности судов и береговых предприятий.

«В составе нашего флота есть суда ледового класса, также у нас есть опыт арктических бункеровок и транспортировки через СМП нефтепродуктов. Мы пластичны и готовы меняться, исходя из тех конкретных задач, которые стоят перед компанией и которые будут востребованы. Разумеется, при увеличении грузопотока, при формировании устойчивого спроса на бункеровки мы обеспечим потребительский спрос путем приобретения или строительства новых судов, в том числе ледового класса, — акцентировал директор по развитию группы компаний “Морской траст” Борис Лаврентьев. — Наша компания всегда следит за тенденциями рынка и тем, как меняются судоходные и логистические направления в бизнесе. Мы никогда не боялись воплощать амбициозные проекты. Так как все они связаны с высокими экологическими рисками, мы уделяем безопасности большое внимание. Например, при строительстве нового бункеровочного комплекса на Камчатке для повышения экологической безопасности объекта мы сознательно пошли на значительное удорожание проекта. Более 300 миллионов рублей было инвестировано в средства автоматизации и обучение персонала, призванные снизить влияние человеческого фактора и предотвратить возникновение аварийных ситуаций. В наших планах — реализовать полученный опыт и в рамках СМП».

Генеральный директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
Генеральный директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. Фото: АиФ

Также во время общения на площадке «АиФ» в рамках ВЭФ-2022 представители бизнес-сообщества и власти обсудили и проблемы, которые могут препятствовать созданию полноценной инфраструктуры Северного морского пути.

«Начиная строить бункеровочный комплекс, мы действовали в рамках того законодательства, которое имелось на тот момент. В 2019 году в Водный кодекс были внесены изменения, запрещающие для судоремонтных предприятий строительство складов ГСМ в водоохранной зоне вне границ порта. Я не знаю, почему это произошло, но это факт. И сегодня для того, чтобы реконструировать наш объект в интересах перспективного обеспечения СМП, необходимо расширять границы порта, и эта процедура может занять, ну так без малого, пять лет. Чтобы было понятно: до получения разрешения на строительство мы должны потратить пять лет. Ну, если мы попытаемся “вручную” сократить административные процедуры, что, как показывает опыт, весьма проблематично, то, может быть, это будет три с половиной — четыре года, но никак не меньше. И это не только наша практика, это перспектива любого потенциального субъекта СМП, планирующего строительство вне границ порта. Отсюда у нас предложение. Мы призываем взглянуть на ситуацию комплексно. Сегодня, когда государством реализуются фундаментальные проекты по развитию СМП, такие как строительство атомного флота, обеспечение круглогодичного мониторинга погоды и состояния льдов, флагманское судостроение и пр., совсем не лишним будет задуматься и о создании условий для бизнеса, который будет обеспечивать коммерческие, прежде всего каботажные, перевозки. А суть предложения достаточно простая: мы предлагаем подумать о создании преференциального режима СМП. Мы говорим не только и не столько о монетарных формах поддержки, а прежде всего о формировании благоприятной регуляторной среды, которая оптимизирует законодательство под особенности Арктики», — обратился к директору ФАНУ «Востокгосплан» Борис Лаврентьев.

То, что все отработанные в ДФО и положительно отразившиеся на работе с инвесторами механизмы будут скопированы и в развитии Арктики и СМП, это бесспорно. Тем не менее из-за географических особенностей эти территории требуют и создания собственной программы развития.

«У нас сейчас есть уже принятый план по развитию инфраструктуры СМП, и, конечно, он будет уточняться. В этом плане все слои создания инфраструктуры предусмотрены. Но, безусловно, то, о чем здесь коллеги сказали, это важная составляющая, но не всегда очевидная. Это вопрос безопасности, это вопрос экономической эффективности, включая скорость движения и расстановку протоколов, там все взаимосвязано. Конечно, проблема важная, мы ее с коллегами рассмотрим отдельно. Мы, безусловно, готовы слушать и слышать представителей всех отраслевых направлений бизнеса, которые так или иначе связаны с СМП. Это один большой механизм, который должен работать, как часы, потому что ответственность по сохранению хрупкой арктической природы крайне высока. А проект крайне важен и нужен не только для России, но и для мира. Поэтому мы будем и готовы работать над улучшением этого механизма», — ответил Михаил Кузнецов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых