Но стоит ли нам сотрудничать с компаниями страны, которая ввела против России санкции и всячески пытается выдавить нас с мирового рынка энергоресурсов?
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:
Начнём с того, что ни США, ни американский бизнес не представляют собой какого-то единого антироссийского монолита. Особенно бизнес. Возможно, что кто-то из газовиков действительно хочет вытолкнуть нас с мирового газового рынка, но кто-то, наоборот, заинтересован в сотрудничестве и сам ищет доступ к российскому газу.
Вопрос участия американцев в разработке наших газовых запасов является в большей степени вопросом их внутренней политики. Напомню, что американские компании ушли с интересующих их залежей газа на Сахалинском шельфе именно из-за властей США, которые ввели санкции против России. На их место пришли другие компании – китайские, индийские, японские… До охлаждения наших отношений компания Exxon, например, была готова вложить миллиарды в добычу газа – и потеряла миллиарды после введения санкций.
А вот зачем нам нужны инвесторы из страны, которая делает всё, чтобы вытеснить нас с мирового рынка? Дело в том, что добыча газа на шельфе – сложный технологический процесс, который нами ещё полностью не освоен. Мы добывали газ на суше или на неглубоководном шельфе Каспийского моря. Поэтому сейчас с работой на шельфе много проблем – и с платформами, которые нам приходится делать, и со схемами бурения скважин, сжижения газа. Чтобы свести к минимуму эти трудности, нужен доступ к западным технологиям.
Что касается опасностей возможного и нужного всем сотрудничества, то проблема здесь только одна: партнёрство должно быть стабильным. Разработка шельфовых месторождений – дело сложное и долгое, окупается хорошо, но не сразу. Поэтому работать с перерывами на санкции здесь не получится. Американцы это тоже хорошо понимают и ждут окончания собственного политического цикла – президентских выборов, запланированных на ноябрь следующего года. После них появится возможность планирования на следующие несколько лет, возможность возвращения на шельф и начала работы на новых участках. И – отмены антироссийских санкций, без которой все эти планы неосуществимы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции