Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики (МНИАП), министр сельского хозяйства России в 2009-2012 гг.:
— История успеха отечественного сельского хозяйства последних 15 лет изобилует производственными рекордами — вспомним хотя бы многочисленные достижения политики импортозамещения. Но для России, где 30% населения проживают за пределами городов, оценка эффективности аграрной отрасли также сильно зависит и от результатов социального развития сельских территорий. Между тем, невозможно представить себе это развитие без повышения качества жизни людей на селе и создания благоприятных условий для предпринимательства.
В настоящее время до 70% от всех населенных пунктов составляют малые села (количество жителей до 100 человек). Учитывая огромные территории, которыми мы располагаем, климатическое и этническое разнообразие, задача комплексного развития малых сел представляется особенно актуальной. Несмотря на низкую численность населения, малые села играют важную роль в деле преемственности поколений, воспитания чувства малой родины, сохранения исторической памяти. Кроме того, они являются центрами сохранения национальной культуры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Малые деревни — это помимо прочего огромный ресурс развития сельского, экологического туризма, возможность вживую увидеть, как производятся экологически чистые продукты, на себе ощутить весь колорит и самобытность русской глубинки. В условиях растущей роли России на глобальном продовольственном рынке, увеличения мирового спроса на продукты питания, нельзя не отметить и производственный потенциал малых сел, особенно в развитии сегмента «эко».
Наша страна занимает первое место в мире по площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. При этом Россия является единственной крупной аграрной державой, способной быстро увеличить объемы поставок сельхозпродукции на мировой рынок. Сделать это можно было бы, в том числе, за счет активного вовлечения фермерами в сельскохозяйственный оборот земель малых и заброшенных деревень.
Сегодня же нетрудно увидеть такую закономерность: в регионах с большим числом опустевших деревень одновременно наблюдаются низкая обеспеченность фермерских хозяйств землей и скромные объемы производства в расчёте на одно хозяйство. Логично спросить: почему бы не использовать этот колоссальный земельный ресурс, который позволит повысить уровень социального развития села?
Не говоря уже о наращивании производства сельхозпродукции, фермеры могут тем самым серьезно помочь в решении проблемы сокращения численности сельского населения. Этот вопрос по-прежнему стоит на повестке дня, пусть и не так остро, как 15-20 лет назад. В частности, между переписями 2002 и 2010 годов в России в 1,5 раза выросло количество сельских населенных пунктов, оставшихся вовсе без жителей, — с 13 до 19,5 тысяч, растет число поселений с населением менее 10 человек.
Помочь исправить эту плачевную ситуацию могло бы принятие федеральной целевой программы развития малых деревень. Такая программа способна максимально эффективно использовать их огромный производственный и социальный потенциал. В России уже есть соответствующий положительный опыт. Взять, к примеру, программу Хакасии — «Сохранение и развитие малых сел». За 4 неполных года ее реализации в регионе значительно возросло количество фермерских хозяйств, повысился уровень рождаемости на селе, был расширен доступ к основным инфраструктурным услугам (вода, газ), удалось обеспечить прирост маточного поголовья в 10 раз.
По предварительным оценкам, федеральная целевая программа развития малых деревень может ежегодно приносить до 200 млрд рублей дополнительных доходов в госбюджет. Одновременно она позволит значительно улучшить качество жизни на селе и будет способствовать обеспечению альтернативных форм занятости, опережающему комплексному развитию сельских территорий.
Как отметил в своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, «смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Думаю, эти слова в первую очередь можно отнести именно к российскому селу, как к одному из главных источников человеческого богатства нашей страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции