Попытка властей приучить «слуг народа» к открытости - движение в правильном направлении. Но при этом очень важно, чтобы смысл открытости и публичности не был искажён. Ни для кого не секрет, что чиновники постоянно выискивают всё новые и новые средства залепить замочную скважину в своём шубохранилище. Попытки активистов устроить проверку предъявленных деклараций о доходах встречают серьёзное сопротивление.
Впрочем, с народной привычкой заглянуть в карман соседа бороться всё труднее. Растёт не только изощрённость элиты - растёт и техническая вооружённость охотников за её тайными богатствами. Помогают и Интернет, и беспилотники, и добровольные помощники в России и за рубежом. И неуёмная страсть самой элиты демонстрировать свои дворцы, поместья, яхты и бриллианты любовниц.
Покажи деньги!
В публично проведённой акции «Покажи деньги» и в широкой рекламе, которой она сопровождалась, есть ещё один нюанс. В течение всех 70 лет советской власти уравнительная система распределения благ считалась одним из важнейших достижений «народовластия». Однако после приватизации 90-х гг., результаты которой достались лишь малой части населения, система уравниловки стала рушиться. Новой олигархической элите, возникшей и разбогатевшей на волне приватизации, а затем и на переделе собственности (часто бандитском), потребовались новые морально-политические обоснования для сохранения полученных благ. Завет известного экономиста ельцинской поры А. Лившица «делиться надо» был быстро забыт. Российское ТВ, которым в течение 10 лет безраздельно владели олигархи, стало переориентировать народ на новые установки: «живи красиво», «богатым быть не стыдно», «жизнь удалась». А раз «жизнь удалась», отчего же не показать её во всей красе.
И трудящиеся вроде бы согласились. Раз мы догоняем капиталистическую Европу, то и нам нужно мыслить по-капиталистически: равенства никогда не было, нет и не будет. Вот дедушка Ленин мечтал о всеобщем равенстве. И что из этого получилось? Лежит всеми забытый в Мавзолее…
Не верю!
Однако народная эйфория по поводу предъявления денег, дворцов, бриллиантов и шуб длилась недолго. После опубликования налоговых деклараций прошёл всего месяц, и в прессе стали появляться новые будоражащие данные. Оказалось, что доходы чиновников и их талантливых жён исчисляются даже не в миллионах, а в миллиардах. Появились и новые формулировки роста благосостояния. Одну из них на днях озвучило руководство одной из крупнейших нефтяных компаний России - премии «за реализацию сложной сделки». Масштабы потрясают. Только за I квартал 2017 г. члены правления этой почтенной организации начислили себе несколько миллиардов. Масштаб самовознаграждений настолько потряс российскую публику, что в Кремле предпочли отмежеваться от этого события, переадресовав запросы журналистов в правительство: пусть, дескать, там разгребают новые авгиевы конюшни.
Меру недоверия населения к «политике открытых сейфов» на днях продемонстрировало исследование «Левада-центра». На вопрос социологов, верят ли люди декларациям о доходах чиновников, положительно ответили лишь 8% опрошенных. Более 60% полагают, что чиновники врут и основная часть доходов утаена и спрятана. Разноголосица мнений состоит лишь в том, каким образом спрятали и куда. Впрочем, перечень методов не так уж обширен, ненов, и граждане охотно судачат об этом. Это перевод собственности на жён и детей, вывод денег за границу.
Не секрет, что вслед за собственностью за границу тянутся и её обладатели. Если внимательно следить по прессе за именами и фамилиями, которые фигурируют сегодня в списках богатейших людей Англии, США, Франции, Италии, Израиля, Испании, то легко прослеживается «русский след». Среди этих лиц очень много тех, кто в недавние годы светился на наших телеэкранах и фигурировал в списках влиятельных политиков. За последние годы, по официальной статистике, из России выехали 2 млн человек. В одном Лондоне ныне проживают 200 тыс. наших соотечественников.
Почему?
Можно понять тех состоятельных французов, которые в последние годы стали массово уезжать в Бельгию. Их выталкивает из страны введённый Ф. Олландом в 2013 г. 75%-ный налог на доходы свыше 1 млн евро в год. Высоки прогрессивные налоги и в ряде других европейских стран: в Великобритании - 50%, в Германии - 45, в США - 35. Но почему же бегут наши? И почему именно богатые? Ведь в России одна из самых щадящих для состоятельных людей плоская шкала налогов - 13%. Одинаковая и для бедных, и для богатых. Крайне низки налоги и при передаче собственности детям. Во Франции, например, многие богатые семьи, получившие в наследство замок, имение или коллекцию антиквариата, предпочитают не вступать в права собственности: настолько велик налог при передаче собственности. Крайне редки в России и случаи конфискации имущества по делам о бюджетном воровстве или коррупции. Весьма распространена система условного осуждения даже в отношении крупных коррупционных дел. В чём же дело?
Похоже, различные кланы нашей высшей элиты, несмотря на свою социальную близость, а нередко и на близость к власти, тем не менее не вполне доверяют друг другу. На фоне сжимания бюджета и сократившихся возможностей для обогащения это недоверие и ревность возрастают. В последнее время всё чаще говорят не только о столкновении интересов различных корпораций и финансовых групп, но и о «раздрае» в силовых элитах. В силу финансовых ограничений усложняются отношения между Центром и регионами. И не исключено, что в случае нарастания социальной напряжённости одна привилегированная группа во имя самосохранения вынуждена будет пожертвовать частью других. Наблюдая за участившимися чистками коррумпированной элиты, за каскадом губернаторских отставок, за отставками силовиков, можно сказать, что процесс уже пошёл.
* * *
Вопрос «Откуда деньги, Зин?» звучит на просторах России всё громче. Власть, чтобы не утратить доверие народа, вынуждена реагировать. И не исключено, что в преддверии президентских выборов 2018 г. тема социальной справедливости станет одним из главных наказов народа Владимиру Путину.