Евгений Гонтмахер, д. э. н., замдиректора ИМЭМО, член Комитета гражданских инициатив
Даже если решение об отказе от обязательной накопительной пенсии будет принято нескоро, это ничего не изменит. Её судьба решена. Ей конец. Накопления постоянно замораживают, деньги в фонды не поступают... Конечно, «заморозка» не означает конфискацию, и 22% пенсионных взносов, что отчисляют работодатели, идут в страховую часть. Но воля более 20 млн россиян, которые выбрали накопления, нарушена. При выходе на пенсию они не получат «живые» деньги, а заработают баллы, стоимость которых определит правительство... Это крупнейшая неудача нашей пенсионной системы.
Что же нам предлагают под видом добровольной накопительной пенсии? Если человек не придёт в Пенсионный фонд (ПФР) и не напишет заявление о том, что он отказывается в ней участвовать (будет дан срок с начала реализации программы, например, 3 месяца), у него автоматически пойдут отчисления из зарплаты. Сначала 1%, потом 2%, 3%... Расчёт делается на то, что одни об этом не узнают, другие поленятся идти в ПФР, третьи не успеют... В результате значительная часть работников будет обложена дополнительным псевдодобровольным пенсионным платежом.
Всё это приведёт не к росту будущих пенсий, а к ещё большему раздражению населения. Любая пенсионная система эффективна только тогда, когда правила принимаются на десятилетия, когда есть стабильность. Люди начинают работать в 20-25 лет, впереди у них целая трудовая жизнь, и они должны понимать, на что смогут рассчитывать в старости. У нас же почти каждый год переворачивают правила игры с ног на голову. Как ни печально, но у россиян есть только один выход - надеяться исключительно на себя. Следить за своим здоровьем и работать как можно дольше, потому что на одну пенсию, какие бы реформы, баллы и взносы вокруг неё ни городили, не проживёшь. Если есть возможность, копите деньги, приобретайте недвижимость. Вкладывайтесь в образование и воспитание детей. У каждого свой способ, но самый ненадёжный - надеяться на государство.
Читайте также: Пенсионеры в шоколаде. Кому пенсии хватит не только на хлеб с маслом?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции