Примерное время чтения: 4 минуты
4005

Калачи и «калаши». Накормит ли Россия хлебом весь мир?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Время качать зерно, а не нефть? 24/02/2016
Аркадий Злочевский.
Аркадий Злочевский. / Александр Вильф / РИА Новости

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового cоюза

Балка в колёса

Россия действительно может стать главным экспортёром пшеницы в мире. Сегодня нас опережает только Евросоюз (см. инфографику), и достичь его показателей при грамотном регулировании зернового рынка в перспективе 5-10 лет мы способны. Однако подчеркну, что речь идёт только о пшенице. Мировым лидером по экспорту зерна в целом были и остаются США. В прошлом году они отправили на международный рынок 60 млн тонн одной только кукурузы. Россия, для сравнения, вырастила всего 13 млн тонн. Это, конечно, гораздо больше, чем ещё пару лет назад. Такие же позитивные изменения есть и по некоторым другим культурам: масличному льну, семенам горчицы, гороху. Их производство выросло в разы, но до господства на этих рынках нам ещё очень и очень далеко.

 

Вернёмся к пшенице. Что нужно сделать, чтобы увеличить её экспорт? Прежде всего - не мешать производителям. Зерновой рынок всегда развивался скорее вопреки, чем благодаря действиям государства. Палки в колёса мы переживём. Но палки, а не балки, которые могут обрушить всю машину. А такой балкой может стать сущест­вующая экспортная пошлина. Ложится она на плечи производителя, а не экспортёра. Крестьянин начинает считать и понимает, что ему выгоднее заняться выращиванием кукурузы или рапса. В результате возникает риск сокращения посевных площадей под пшеницу. Перед глазами - пример Аргентины. Там десять лет назад ввели экспортную пошлину, в результате за последние три года посевы сократились в 2 раза и страна из крупнейшего экспортёра превратилась в импортёра этого зерна. Надеюсь, мы всё же сможем избежать этой участи. В правительстве сейчас обсуждают отмену экспортной пошлины. 

Гнилые амбары

Для прорыва в производстве пшеницы нужна госпрограмма, нацпроект, как в своё время по животноводству. Государство должно развивать инфраструктуру зернового рынка. Сегодня она в плачевном состоянии. Производст­во пшеницы - рентабельный бизнес, туда идут инвестиции, поэтому увеличить его не проблема. Но, как только мы получим большой урожай, сразу обвалятся внутренние цены на зерно, потому что его негде пере­рабатывать и негде хранить. Крупные элеваторы - в частных руках, их услуги очень дороги. А у крестьянина - только полуразрушенные амбары. По весне он достаёт оттуда зерно, которое шевелится от вредителей. Но всё равно ему дешевле его сгноить, чем отвезти на элеватор. В данной ситуации мы могли бы воспользоваться опытом США, где 50% стоимости строительст­ва зернохранилищ хозяйствам компенсировало государство. 

Кроме того, нужны изменения в транспортной инфраструктуре. Сегодня, если мы вырастим большой урожай в Сибирском федеральном округе, у нас «апокалипсис» случится. Этот урожай невозможно будет вывезти. Цены рухнут, крестьяне будут массово разоряться. У нас на Дальнем Востоке 32 морских порта, но ни в одном из них нет зернового терминала. Причина - не решена проблема стоимости транспортировки зерна.

Лучшая пшеница

Сегодня Россия поставляет пшеницу более чем в 100 стран мира. Откусить кусок рынка у того же ЕС или США нам по силам. За последние годы из-за жёстких требований покупателей качество российской пшеницы улучшилось. Процент содержания протеина в ней повысился с 10,5 до 12%, и это выше, чем у французов - главных производителей пшеницы в ЕС.

Кстати, уже в 2015 г. Россия экспортировала продукцию агропромышленного комплекса (где лидер - пшеница!) почти на 20 млрд долл. Это превысило выручку от продажи вооружений и составило почти половину от продажи природного газа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах