В пяти регионах России запустят эксперимент с новым порядком оплаты труда педагогов.
Назрела ли сегодня необходимость в такой реформе? И как нужно реформировать систему начисления зарплат учителям, чтобы это было действительно справедливо?
Август Белкин, историк, доктор педагогических наук, г. Екатеринбург:
- Это очень грустно, но приходится признать: оплата труда педагога никогда не была у нас справедливой – ни в советское время, ни сегодня. И я сильно сомневаюсь, что очередная реформа, которую анонсирует правительство, сделает её таковой. Начнём с того, что учить и воспитывать детей начальных и старших классов, преподавать азбуку и иностранный язык – это разный труд, равенства там нет и быть не может, в том числе и в оплате. Все последние годы качество и эффективность работы учителя наши власти пытаются подвести под некий набор формальных критериев. Но это невозможно!
Поэтому я утверждаю: никаких жёстких норм в оценке работы педагога нет и быть не может! Они, конечно, необходимы, но не поддаются казённой, формальной логике! Такого рода вещи должно разрабатывать и устанавливать не правительство, не чиновники от образования, а сами учителя и, возможно, родители (которые иногда разбираются в педагогике лучше многих преподавателей). Работа педагога – это творчество, но творчество особого рода. На учителе лежит не меньшая ответственность, чем на враче, потому что именно он в конечном итоге отвечает за будущее нашей страны. При этом я противник уравниловки. Помнится, недавно, накануне выборов, один известный политик предложил попросту взять и удвоить зарплаты всем учителям. Но это чистой воды популизм!
Уверен, что, прежде чем затевать какие-либо эксперименты по этому поводу, необходимо собрать всероссийский съезд учителей, обсудить с ними эту тему. Потому что я не уверен, что их вообще кто-то спрашивал на этот счёт. Реформировать сферу образования, несомненно, надо, но осторожно, взвесив все за и против, учитывая все ошибки, допущенные нами в прошлом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции