Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ «Высшая школа экономики»
Увеличение количества россиян, живущих за чертой бедности, сразу на 2 млн - тенденция очень тревожная. Но она закономерна. Доходы (прежде всего зарплаты) сокращаются. А цены на товары первой необходимости растут. Если посмотреть динамику роста цен, мы увидим, что продукты, необходимые нам каждый день, дорожают гораздо быстрее, чем, например, автомобили и бытовая техника, которые мы покупаем раз в несколько лет.
Для экономики увеличение числа бедных имеет самые негативные последствия. Цепочка такая. Платёжеспособность населения падает, вслед за ней съёживается потребительский спрос и, как следствие, товарооборот. Мы уже слышим о закрытии магазинов, следующий шаг - закрытие производств. С падением доходов наблюдается и примитивизация потребления россиян. Всё большую часть средств «съедают» продукты питания. Поэтому мы начинаем экономить на других вещах: реже стрижёмся, реже обновляем гардероб, реже ходим в кино или занимаемся спортом. А это напрямую ударяет по сфере услуг.
Как бороться с бедностью? Боюсь, что в условиях экономического спада успешно это делать невозможно. А стагнация в российской экономике, судя по всему, затянется на длительный срок. Единственное, что может сделать правительство, - сдержать рост «новых бедных», увеличивая выплаты от государства. Но в условиях дефицита бюджета поддержать всех нуждающихся не получится. Правительству придётся делать выбор, кого поддерживать, и переходить к адресной социальной помощи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции