Департамент транспорта Москвы подсчитал: если пассажир не тратит время на покупку билета в кассе, а сразу идёт к турникету и оплату за проезд совершает бесконтактно (картой или смартфоном), то он экономит 8 мин. в день. Пассажиры не столь скрупулёзны в подсчётах экономии своего времени, но бесконтактной оплате, несомненно, отдают предпочтение.
Идём в рост
В том, что бесконтактный способ оплаты вытесняет остальные, легко убедиться, постояв в вестибюле любой станции метро. Друг за другом люди прикасаются к считывающему устройству банковской картой, смартфоном или «Тройкой».
Доказательства уверенного лидерства бесконтактных оплат то и дело поставляют нам различные исследования. В начале года мы узнали, что наша страна стала европейским лидером по количеству операций с использованием цифровых кошельков и мировым – по объёму защищённых транзакций. За 3 года объём рынка бесконтактных платежей в России вырос вдвое. А весной были опубликованы результаты исследования аналитического центра НАФИ: 60% жителей России оплачивают свои покупки бесконтактным способом.
У ВТБ данные ещё выше: 80% операций оплаты клиенты этого банка совершают бесконтактно. В «Почта банке» в этом году доля бесконтактных платежей увеличилась в 10 раз по сравнению с прошлым. Чью статистику ни возьми, цифры получаются впечатляющими.
Своё предпочтение такому способу платежей опрошенные НАФИ респонденты объяснили просто и коротко: удобно.
Конечно, удобно. Коснулся картой или смартфоном – и дело сделано. А сегодня, когда пандемия коронавируса ещё не отступила, возиться с наличностью не хочется тем более. Теперь к «удобно» добавляется ещё и «безопасно».
Пластик нынче разнообразен
Основным бесконтактным платёжным инструментом у наших граждан остаётся пластик. В метро он разнообразен. Среди проездных особенно популярна пластиковая карта «Тройка». Правда, недавние сообщения о намерениях сделать такие карты именными, вызвали некий переполох у пассажиров. Но решение по этому поводу, очевидно, ещё не принято. И пока только появились «Тройки» с оформлением по мотивам фильма «Мулан».
Впрочем, именных карт и так хватает. Ведь в метро действуют социальные карты москвича, учащегося и студента, где выбито имя владельца. Для столичных льготников они ничем не заменимы, поскольку дают им возможность ездить бесплатно или по самым низким тарифам.
Оплачивать проезд можно и банковской картой напрямую, что избавляет от необходимости перекладывать с неё деньги на проездные билеты. Для этого, конечно, карта должна поддерживать бесконтактные платежи, а турникет – оплату банковскими картами. Это значит, что у карты должен быть чип, а у турникета – зелёная наклейка с жёлтым кружком и знаком бесконтактной оплаты.
Можно и смартфоном
На турникете с наклейкой оплатить проезд можно не только пластиковой банковской картой, но и смартфоном, к которому она привязана.
Кстати, притом что предпочтение наши люди отдают пластику, немало среди нас и тех, кто уже отказался от него в пользу телефона. По данным исследования НАФИ, 58% россиян, совершающих оплату бесконтактно, используют банковские карты. Но каждый четвёртый (26%) платит с помощью смартфона. Причём количество последних за год выросло на 15%. А вот часы и браслеты использовали лишь 7% опрошенных.
По данным аналитиков «Яндекс.Денег», за год количество платежей смартфонами выросло на треть, а оборот по ним – на четверть. И Москва предсказуемо лидирует в этом среди городов страны. А по статистике ВТБ, 64% бесконтактных оплат совершаются картами, привязанными к смартфонам. Международные исследования подтверждают продвинутость наших граждан. Россия входит в пятёрку стран, где совершается больше всего покупок при помощи носимых устройств.
К известным иностранным платёжным приложениям для гаджетов прибавился и отечественный мобильный сервис – Mir Pay. Он разработан национальной платёжной системой «Мир», и использовать его можно с любого Android-смартфона (от версии 6.0) с поддержкой NFC. В приложении можно привязать как контактную, как и бесконтактную карту «Мир» одного из банков – участников сервиса. Сегодня таких банков более 50.
В Московском метрополитене сервис уже действует. Достаточно активировать экран и поднести смартфон на несколько секунд к турникету с наклейкой (в некоторых случаях понадобится разблокировать гаджет) – и всё, проход открыт.
Можно и сэкономить
Удобно и безопасно – два неоспоримых преимущества бесконтактной оплаты, которые и способствуют её взрывному росту. В случае с оплатой проезда в транспорте это особенно значимо, потому что каждый пассажир старается попасть в трамвай или метро быстро, не задерживаясь у кассы или турникета.
В Департаменте транспорта столицы пассажиров понимают: при оплате проезда банковской картой или смартфоном экономится по 8 мин. в день. Особенно это предпочтительно, по мнению департамента, в утренние и вечерние часы пик. Иногда к удобству и безопасности прибавляется ещё одно преимущество – выгода. Ведь банки со своей стороны, платёжные системы – со своей время от времени проводят акции. То кешбэк возвращается, то подарки предлагают – важно только следить за их сообщениями.
К примеру, платёжная система «Мир» уже второй раз в этом году даёт скидку на каждую поездку в Московском метрополитене и на МЦК при оплате её картами. До конца года держатели бесконтактных карт «Мир» (каким бы банком они ни были выпущены) будут экономить 10 руб. на поездке. Приложил на несколько секунд бесконтактную карту к турникету с наклейкой – со счёта списалась полная стоимость поездки, а через несколько минут 10 руб. вернулись обратно. Тот же самый алгоритм действует и при оплате с помощью Mir Pay.
«Держатели национальных платёжных карт активно расплачиваются ими за проезд в московском метро уже второй год, и мы видим большую востребованность таких акций среди столичных пассажиров», – объяснила директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов национальной платёжной системы «Мир» Мария Точилова.
В России, по её словам, выпущено 84 млн карт «Мир», и пятая их часть приходится на жителей Москвы и Подмосковья. А для них проезд в городском транспорте – одна из самых популярных категорий оплат. Хотя воспользоваться скидкой, уточнила Точилова, могут не только они, но и держатели любых бесконтактных карт «Мир» любого банка из любого региона России.
Кстати
По словам депутата Московской городской думы Марии Киселёвой, уже в ближайшие месяцы в подземке может появиться давно обещанная систма FacePay. Это значит, что оплачивать проезд пассажиры смогут по лицу – его будет сканировать соответствующее устройство. Сейчас этот сервис, рассказала депутат, проходит проверку – и промежуточные результаты появятся после 1 октября.
«Нужно будет оценить его на практике и понять, действительно ли возможность смотреть в камеру, а не прикладывать карту «Тройка» значительно ускорит прохождение пассажиров через турникеты», – считает Киселёва.