Примерное время чтения: 6 минут
10119

Не выходя из дома. Как удаленно получить справки и узнать о пенсии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Царь-колбаса бьёт прицельно по кошельку 27/10/2021

Несколько лет назад даже представить было сложно, что для получения большинства услуг Пенсионного фонда не придётся лично идти в ПФР. Теперь всё просто – взять справку, подать заявление на выплату или узнать информацию о пенсии можно, не выходя из дома.

Чтобы сократить контакты в нынешний коронавирусный период, достаточно иметь смарт­фон или компьютер и подтверждённую учётную запись в Личном кабинете на гос­услугах. Если у вас её нет, следуйте нашей инструкции (см. инфографику). Как отыскать услуги ПФР среди других госуслуг на портале? Найдите на главной странице «Органы власти» (в новой бета-версии портала – «Ведомства»), нажмите на кнопку ПФР – и перед вами появится полный перечень услуг Пенсионного фонда (сейчас их 38, скоро будет больше). Услуги ПФР также можно найти в таких разделах, как справки и выписки, пособия, пенсии и льготы, жизненные ситуации, семья.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Как узнать о пенсионных правах

Если вы работающий человек, вам пригодится доступ к электронной трудовой книжке (ЭТК). Она есть в Личном кабинете на госуслугах не только у тех, кто писал заявление о переходе на ЭТК, но и у всех официально работающих по трудовому договору. Теперь, чтобы получить выписку о вашей трудовой деятельности (она может понадобиться для оформления кредита, получения визы или пособий), вам больше не надо идти к своему работодателю. Выписку можно заказать в формате PDF и получить онлайн (подробнее об ЭТК – на с. 4).

Ещё одна полезная услуга для работающих – выписка о состоянии индивидуального лицевого счёта (ИЛС). В нём содержится вся ваша трудовая биография, а также какой стаж и сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) вы уже заработали.

Кстати, умножив величину своего ИПК на 98,68 руб. (его стоимость в 2021 г.) и прибавив 6044,48 руб. (размер фиксированной выплаты в 2021 г.), вы получите примерную сумму вашей будущей страховой пенсии, ­которую заработали на данный момент.

«Проверьте, верно ли указаны места и периоды вашей работы, – советует профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова. – Иногда для подтверждения стажа приходится делать запросы в архивы, собирать справки с предыдущих мест работы. Чем раньше вы исправите неточности в лицевом счёте, тем лучше. Не ждите, когда придёт время выходить на пенсию. Если дополните недостающие сведения, это отразится на размере вашей будущей пенсии». Кстати, тут же, на госуслугах, можно подать электронное заявление о корректировке и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счёт.

Помимо количества пенсионных коэффициентов, стажа и периодов работы в выписке есть ещё один важный блок – информация о пенсионных накоплениях. Они есть у мужчин 1953–1966 г. р. и женщин 1957–1966 г. р., за которых в 2002–2004 гг. работодатели платили страховые взносы на накопительную пенсию. Также пенсионные накопления есть у граждан 1967 г. р. и моложе, за которых в 2002–2013 гг. отчислялись страховые взносы на накопительную пенсию (с 2014 г. все 22% идут на формирование только страховой пенсии). В выписке из ИЛС как раз можно узнать, есть ли у вас такие накопления, какова их сумма и кто ими управляет. Если захотите перевести средства из НПФ в ВЭБ.РФ или из одного НПФ в другой, это можно сделать на гос­услугах. Для этого пригодится раздел «Управление средствами пенсионных накоплений».

Как сделать перерасчёт

Если ваш возраст приближается к пенсионному или вы уже являетесь пенсионером, знайте – подать большинство заявлений, а также получить справки и выписки вы можете дистанционно. Например, предпенсионерам доступна онлайн «Справка об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста».

Если у вас появилось право на получение пенсии, подайте заявление о её назначении через госуслуги. Пенсия будет рассчитана и назначена в течение 10 рабочих дней.

Действующие пенсионеры на госуслугах могут получить онлайн-справку о размере пенсии, дистанционно написать заявление о перерасчёте пенсии, изменении способа её доставки – список электронных возможностей обширен.

Куда обратиться за соцвыплатой

Если вы получаете социальные выплаты по линии ПФР, вам тоже пригодятся госуслуги. Федеральные льготники (инвалиды, ветераны войн, «чернобыльцы» и др.) могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), об отказе от набора социальных услуг (НСУ) или, наоборот, их ­воз­обновлении.

Дистанционно, но уже на сайте ПФР, можно обратиться за компенсацией и выплатой тем, кто ухаживает за нетрудоспособными пожилыми людьми старше 80 лет, за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1-й группы, – все заявления можно ­заполнить онлайн.

Как оформить детское пособие

Семьям с детьми, которые получают или только собираются оформить выплаты в ПФР, во многих жизненных ситуациях нет смысла лично посещать Пенсионный фонд. Уведомление о выдаче ­СНИЛС и сертификата на маткапитал автоматически придёт в Личный кабинет, как только из ЗАГСа поступит информация о регистрации новорождённого. И для того чтобы начать использовать маткапитал, не придётся идти в ПФР – заявление о распоряжении средствами можно подать онлайн. На госуслугах есть возможность дистанционно получить выписку об остатке маткапитала.

Если хотите получать новые ежемесячные пособия, которые были введены в этом году (беременным женщинам и одиноким родителям детей в возрасте от 8 до 17 лет), отправляйтесь на госуслуги и заполняйте электронное заявление. Для назначения этих пособий учитываются доходы и имущество семьи, поэтому надо ввести дополнительные сведения о себе, детях и других членах семьи. При этом основные данные ПФР запросит самостоятельно в других ведомствах. Заявление рассматривается 10 рабочих дней. В сложных случаях срок может составить до 30 рабочих дней. Впрочем, при положительном решении пособие вам начнут выплачивать именно с момента подачи заявления.

Понятно, что некоторые вопросы нельзя решить без посещения ПФР. Сейчас для снижения риска распространения коронавируса приём в клиентских службах и управлениях Пенсионного фонда ведётся по предварительной записи (онлайн или по телефону), а также если нет возможности получить необходимую услугу дистанционно. Поэтому регистрируйтесь на гос­услугах, подтверждайте свою учётную запись и пользуйтесь электронными услугами ПФР. Тем более уже в ближайшем будущем их список будет серьёзно расширен (подробнее о новых сервисах – на с. 2–3).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах