Насколько с ноября вырастут цены на молочную продукцию?
В ноябре цены на молочную продукцию могут вырасти на 10%. Об этом заявили в Комитете по развитию АПК Московской торгово-промышленной палаты, передают «Известия». По данным издания, рост цен может быть связан с одновременным запуском двух систем контроля: электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) для готовой молочной продукции, а также эксперимента по ее маркировке. АиФ.ru узнал у экспертов и участников рынка, на какую продукцию и почему могут увеличиться цены.
О каких системах контроля идет речь?
С 1 ноября в России начнется заключительный этап электронной ветеринарной сертификации. Если ранее, с 1 июля, в систему «Меркурий» (ФГИС «Меркурий» — автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ, именно в нее и загружаются все данные) уже были включены, в частности, сыры, масло, творог, то теперь туда также попадут молоко, кисломолочные продукты и мороженое. На эти товары производителям нужно будет в обязательном порядке оформлять электронные ветеринарные сертификаты. В свою очередь, система позволит отследить движение товара от производителя до магазина.
Как внедрение двух систем повлияет на рост цен?
Представители рынка, опрошенные изданием, отмечают, что, поскольку торговым сетям понадобится новое программное обеспечение, а также персонал и техника для регистрации единицы товара в обеих системах, они понесут дополнительные затраты. Соответственно, не исключено, что покупатели могут столкнуться с ростом цен.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин в разговоре с АиФ.ru отметил, что одновременное существование двух процессов требует существенных затрат. «Я не хочу комментировать насчет цен, но явно они не понизятся. Получается одновременное существование двух процессов: оба они требуют затрат. Логичнее дождаться конца эксперимента и посмотреть, оправдывается он или нет. Дважды платить за один результат, который нужен и для государства, и для потребителя, наверное, не очень умно», — считает он.
В свою очередь, координатор федерального проекта «За Честные Продукты!» Александр Бражко полагает, что запуск двух систем отразится лишь на стоимости фальсификата, а на качественную молочную продукцию не повлияет. «На молочных продуктах это никак не отразится. А стоимость фальсификата в розничной торговле может вырасти на 50-100%. Потому что сейчас фальсифицированная псевдомолочная продукция практически бесконтрольна. Она может продаваться и по 25, и по 30 рублей за один литр. Дело в том, что система прослеживаемости требует легального входа исходного сырья, а у тех, кто изготовляет фальсификат, его нет» , — считает он.
Бражко добавляет, что, поскольку в настоящее время наряду с натуральной молочной продукцией на полках также представлено много фальсификата, то у потребителя может возникнуть ощущение, что цена на «молочку» выросла. «Но она будет подниматься в нижнем ценовом сегменте», — говорит Бражко.
По его оценкам, добросовестные производители не должны понести серьезных затрат при введении двух систем. «Это расходы на краску и небольшой программный продукт, который присваивает уникальные коды. Особенных проблем с этим нет. Почему крупные компании выступают категорически против? Потому что это проблема с возвратами, проблема просрочки, а также ответственность за каждую единицу товара в рознице. Мы печатаем на этикетке кроме даты еще QR-код. Для этого достаточно тех принтеров, которые установлены за последние 5-10 лет, они все позволяют это делать. Соответственно, если у вас не автоматизированное производство, а этикетки клеятся вручную, то, конечно, для них потребуется дополнительное усилие. Но мы с вами должны понимать, что количество таких предприятий не очень большое и, в принципе, они с этой работой справятся», — говорит эксперт. Бражко добавляет, что в целом, по его прогнозам, расходы бизнеса не превысят те расходы на обеспечение качества продукции и защиты прав потребителей, которые были за последние годы.