Параллельный импорт набирает обороты. Коснулся он и различных гаджетов. Но теперь для потребителя покупка смартфона сродни хождению по минному полю — если повезет, то вожделенная трубка будет долго радовать владельца, а если нет и случится поломка, то для ремонта придется потратить время, деньги и нервы. Ведь по параллельному импорту товар ввозится в страну без согласия производителя, а если производитель официально считает, что его продукции на территории страны нет, то, соответственно, нет программ гарантийного и послегарантийного обслуживания. Но что делать, если купленный смартфон вдруг сломался, превратившись в безжизненный кусок высокотехнологичного пластика? Как теперь реанимировать дорогой во всех смыслах гаджет? Можно ли купить запасные части? Aif.ru разобрался в ситуации.
С чего начать?
Первым делом нужно определить, сломавшаяся техника была куплена у официального дилера или нет. Это отправная точка в поисках ремонта. Если ваше устройство было ввезено в Россию и продано по официальным каналам, то на него распространяются все заводские гарантии. Проверяйте срок действия гарантии, и, если он еще не кончился, — вы счастливчик. Смело отправляйтесь в фирменный сервис. Производители бытовой техники и многочисленных гаджетов, объявившие об уходе с российского рынка, хоть и свернули новые поставки в нашу страну, однако большинство из них сохранили техническую поддержку и гарантийные обязательства на ранее проданные товары. Некоторые оказывают сервис по ремонту самостоятельно, другие — через сеть авторизованных сервисных центров. Возможность бесплатного гарантийного ремонта у большинства производителей, за редким исключением, осталась. Фирменный сервис также не откажет, если срок гарантийного ремонта истек, но в этом случае услуги будут оказываться на платной основе.
Хуже обстоят дела, если товар был ввезен в рамках параллельного импорта. В этом случае рассчитывать на официальных мастеров не приходится, помочь могут только частные мастерские. Уровень сервиса здесь пониже, как и качество ремонта, ценообразование запутанное, но вернуть к жизни сломавшуюся электронику здесь в принципе могут. Запчасти частники используют как оригинальные, еще оставшиеся на складах, так и завезенные в рамках того же параллельного импорта из Китая, острого дефицита нет. Страшилки про разборки устройств ради деталей пока в жизнь не воплощаются.
Не все так плохо
«Все как работали, так и продолжают работать, — подтверждает генеральный менеджер Международной ассоциации сервисных центров Алексей, — ремонт компьютеров, ноутбуков и смартфонов осуществляем в прежнем режиме. Изменилась логистика поставок запчастей, теперь большинство деталей заказываем в Китае. Это повысило их стоимость, соответственно, наша работа подорожала. Но объем оказываемых услуг не изменился».
Правда, неожиданно может возникнуть другая проблема — невозможность активации не предназначенных для России гаджетов. Поясняет владелец частной мастерской по ремонту смартфонов Дмитрий: «В мире много разных стандартов связи, сотовые телефоны работают на разных частотах, поэтому вполне возможно, что завезенные к нам смартфоны технически не смогут работать в сетях российских операторов. Кроме того, в них может отсутствовать русский интерфейс. В некоторых случаях может помочь «прошивка» смартфона, а иногда и она бесполезна, и ваша дорогая трубка останется бесполезным кирпичом.
Что же касается ремонта, то запчасти пока есть. Ремонтируем практически любые гаджеты в прежнем режиме. Есть небольшие сложности с запчастями для очень старых моделей и, наоборот, для новинок. На запчасти для устаревших моделей спрос был невелик, завозили их мало, поэтому их запасы на складах кончились быстрее, а для выпущенных недавно моделей не успели завезти. Но для этого есть Китай».
На этом изменения не заканчиваются. Федеральные ритейлеры электроники теперь продают бытовую технику и гаджеты без гарантии фирмы-производителя. Они готовы неукоснительно соблюдать законные права потребителя. Если в течении 30 дней после покупки техники обнаружится заводской брак, то магазин после технической экспертизы обменяет неисправный товар на новый, но если поломка случилась в процессе эксплуатации, то обращаться за ремонтом придется во все те же частные сервисы и мастерские.
«Мы можем предложить купить страховку от поломки, — говорит менеджер по продажам сетевого ритейлера электроники Максим, — она обойдется в 20% от стоимости товара. Если купленная техника сломается, то вы сможете обратиться в страховую компанию, а она уже направит вас в аккредитованную мастерскую для бесплатного ремонта. Мы также после экспертизы обменяем неисправную технику на новую в случае производственного брака в рамках закона "О защите прав потребителя". Но гарантий изготовителя дать уже не можем».
После ухода из России западных производителей бытовой техники и электроники возможность отремонтировать их продукцию остается. Возможно, придется столкнуться с более низкими стандартами качества обслуживания и удлинятся сроки ремонта. Скорее всего, придется побегать в поисках внушающей доверие мастерской, где имеются в наличии запасные детали. Кондиционированная прохлада фирменных сервисных центров сменится на душные и тесные мастерские в цокольных этажах жилых домов, оригинальные запчасти поменяются на китайские, но принципиальная возможность вернуть к жизни сломавшийся телевизор или смартфон сохранится.