Люди пьют и в радости, и в печали. Но потребляют в зависимости от размеров кошелька разные напитки. На это обратили внимание экономисты, которые летом и осенью 2019 г. изучили распространённость в России самодельного алкоголя. Исследователи интересовались у жителей городов с населением больше 250 тыс. чел., есть ли среди их знакомых люди, которые делают самогон или домашнее вино, а также спрашивали, легко ли в их городе купить «самопальный» продукт. На первый вопрос утвердительно ответили в среднем 4,5% респондентов, на второй — 1%.
— Мы проводим такой опрос с 2014 г., — рассказал «АиФ» директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. — В 2015 г., на пике экономического кризиса, количество ответов, подтверждающих распространённость самогоноварения, выросло в 1,5 раза. Что вполне объяснимо: по мере нарастания экономических трудностей люди стали экономить и переходить на более дешёвый алкоголь собственного производства или продукцию с чёрного рынка. Затем кризис отступил, и статистика, полученная сегодня, процентов на 20 ниже уровня четырёхлетней давности.
«Позитивный» самогон
Если ориентироваться на «индекс самогона», дальше всего от нового экономического подъёма сегодня жители Ульяновска и Саранска. О близком знакомстве с самогоноварением там сообщили 6,7% опрошенных горожан. А проще всего купить домашнее спиртное в Новороссийске, что подтвердили 2,6% респондентов.
Что объединяет точки на карте, где «индекс самогона» самый высокий (см. инфографику)? «Часть из них — южные города, где своё вино из плодов и ягод делают традиционно. А если посмотреть на все остальные, то среди них нет экономически успешных центров. Есть три миллионника — Омск, Волгоград и Воронеж, но там успешными являются только отдельные отрасли промышленности», — оценивает ситуацию руководитель лаборатории прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков.
Но в целом сигнал, который даёт «индекс самогона», вполне позитивный. «За последний год производство самодельного алкоголя и объёмы торговли им практически не растут. Это говорит о стабильности качества жизни и реальных доходов населения. И если нынешняя тенденция в потреблении самодельных спиртных напитков станет устойчивой, в ближайшие месяцы мы увидим рост реальных доходов граждан, — утверждает Алексей Зубец. — Эту гипотезу подтверждают и другие наши опросы, которые показывают, что становится больше людей, готовых делать дорогие покупки — квартиры, дачи, бытовую технику».
О чём говорит красная помада?
Разные несерьёзные индексы, свидетельствующие о кризисе или приближении нового подъёма, уже есть в других странах. Например, в США и некоторых европейских государствах. Они не заменяют данные официальных статистических служб, но довольно точно сигнализируют о настроениях людей, которые не фиксирует финансовая статистика. Вот топ-3 несерьёзных индикаторов серьёзных проблем.
Индекс красной помады. Считается, что яркая косметика выполняет роль антидепрессанта. Если женщины в стране начинают покупать больше красной помады, чтобы повысить себе настроение, это говорит о наступлении кризиса.
Индекс привлекательности официанток. Если в штатах ресторанов стало больше обаятельных сотрудниц, это тоже знак наступления тяжёлых времён, когда больше красивых и образованных женщин вынуждены соглашаться на малоквалифицированную работу.
Индекс разводов. Демографическая статистика показывает, что, опасаясь экономических проблем, люди опасаются ломать сложившиеся отношения. Поэтому в кризисы количество разводов падает.