Присутствующие журналисты почувствовали, как в воздухе разливается ностальгия: такого позитивного исследования перед 1 мая давно не бывало.
Потребитель ожидает, что жизнь удастся
Руководитель проекта Алексей Зубец привёл любопытные данные: несмотря на экономический кризис, который начался в мире в конце прошлого года, рост цен на продукты на международных рынках и в России, наши люди по-прежнему остаются оптимистами. Весной 2008 года оптимистов в России стало больше, чем пессимистов, на 30 процентных пунктов.
Россияне по-прежнему верят в устойчивое экономическое развитие страны после выборов Госдумы и президента и ждут, что их благосостояние в ближайшие годы будет продолжать расти.
Что же влияет на такое хорошее настроение? «В первую очередь, последовательное сокращение доли бедного населения в России, - делится результатами исследования Алексей Зубец. - Если в 2005 году более 30% россиян относили себя к наименее обеспеченной группе, то в нынешнем доля беднейшего населения составила около 21%. Довольно быстро растут имущественные группы, формирующие российский средний класс».
Когда социологи говорят, что в стране сохраняется «двукратный имущественный разрыв», это вовсе не значит, что у половины населения зарплата в 2 раза больше, чем у другой. Нет, это означает, что россияне хотели бы иметь доходы в два раза большие, чем сейчас. И при этом в течение ближайшего года они ожидают, что их кошелёк станет на 11% толще. Это близко к средней цифре роста реальных доходов населения за последние годы - 11,7%.
Но при этом исследователь отметил, что в 2008 году заметно выросли «потребительские ожидания». Многие россияне рассчитывают, что в ближайшие 5-7 лет они станут зарабатывать в полтора раза больше.
Вот она, удивительная формула российского экономического оптимизма: хотим иметь столько и ещё столько, рассчитываем на столько и полстолько, а имеем в плюсе 11%. А настроение, как говорит Гришковец, улучшается! Вывод: не так уж много нужно для счастья нашему человеку.
Некоторые граждане утверждают, что они уже добились «целевого качества жизни». «Всё есть» и «жизнь удалась» у 13% населения. Заметим, что в 2006 году таких было всего 11%. Сокращается и время, через которое те, кто этого пока не добился, собираются достигнуть полного благополучия. В среднем счастье наступит через 3,6 года, в 2007 году до него оставалось 3,9 года, а в 2006-м - 4,1 года. Значит, цель близко, но не сказать, что мы все идём к ней семимильными шагами, преодолевая за год «экономический скачок» в четыре-пять месяцев. Расчёты Росгосстраха показывают, что половина россиян будет удовлетворена своим благосостоянием, когда их доход достигнет 22 тыс. рублей на члена семьи в месяц.
Предприниматели радостно улыбаются
Центр стратегических исследований РГС провёл свои изыскания среди предпринимателей - это было в конце 2007 г.
Выяснилось, что оптимистично настроены и бизнесмены. Значение индекса деловых настроений (ИДН) - 140 пунктов.
Деловые настроения в России показывают, что национальная экономика находится на подъёме. И при условии эффективного управления есть основания полагать, что в ближайшие годы её рост заметно превысит рост экономики ЕС и США. ВВП будет прирастать на 5-6% в год.
Но чтобы продолжить движение вперёд, стране надо преодолеть препятствия - это неэкономические ограничения предпринимательства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
«Недостаточная инфраструктура не позволяет большинству россиян принимать участие в бизнесе. Не обойтись и без развития образования - молодые россияне должны иметь возможность получить знания и навыки, необходимые для участия в современном производстве. Если эти ограничения снять, российская экономика получит дополнительный импульс к развитию», - уверен Алексей Зубец.
Он, как и его исследование, полон оптимизма.
Перспективы достижения целевого уровня потребления по имущественным группам в годах
Наибольшая доля тех, кто уже добился желаемого уровня жизни, приходится на население активного трудоспособного возраста от 30 до 50 лет.
1 им. гр. – денег с трудом хватает на питание;
2 им. гр. - питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости;
3 им. гр. - можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль;
4 им. гр. - можем купить машину, на квартиру денег не хватает;
5 им. гр. – можем купить квартиру или новый дом.
По данным центра стратегических исследований Росгосстраха