Что за новые, персонифицированные, способы телефонного мошенничества?
Телефонные мошенники изменили тактику обмана. Трендом последних месяцев стала персонификация атак злоумышленников. Об этом рассказал в интервью «Известиям» зампред Банка России Герман Зубарев.
Как выглядят персонифицированные атаки телефонных мошенников?
По словам Зубарева, мошенники начали предварительно изучать потенциальных жертв: их личные данные, место работы, круг общения, материальное положение. Часть информации о человеке берется из его соцсетей, либо она становится доступной из-за утечек.
Получив важные сведения о человеке, мошенник ищет способ, как наиболее эффективно наладить коммуникацию с потенциальной жертвой, и разрабатывает под него индивидуальный сценарий обмана. Например, пишет человеку от имени его начальника с поддельного телеграм-канала руководителя. Либо присылает голосовое сообщение от лица родственника или близкого человека, подделывая его голос с помощью искусственного интеллекта. Однако, как отмечает Зубарев, чтобы создать качественный дипфейк (deepfake, от англ. deep learning — «глубинное обучение» и fake — «подделка», методика создания поддельных фото, видео или аудио, основанная на искусственном интеллекте), мошеннику нужно собрать большое количество видеозаписей человека — не у всех они есть в Сети. Между тем, злоумышленники используют любые доступные способы и различные современные технологии, чтобы вызвать доверие у потенциальной жертвы.
Если злоумышленнику удалось убедить собеседника, что тот общается с руководителем, родственниками или знакомым, мошенник переходит к основному этапу обмана. Он связывается с жертвой по телефону и начинает выбивать из него деньги по одной из множества известных схем.
В связи с распространением персонифицированных атак телефонных мошенников в Центробанке советуют держать в тайне персональные и финансовые данные, не размещать в свободном доступе личную информацию и не пересылать в мессенджерах и соцсетях сведения из личных документов.
Какие еще есть тренды телефонного мошенничества?
Зубарев рассказал, что раньше мошенники звонили россиянам с подмененных номеров, а в последнее время они стали чаще связываться с потенциальными жертвами через мессенджеры. В Центробанке ожидают, что в дальнейшем злоумышленники продолжат пользоваться этим способом связи.
Многие банки активно работают в мессенджерах, но зампред Банка России отметил, что было бы неправильным запрещать им взаимодействовать с клиентами таким способом. Тем более, что после введения санкций приложения некоторых банков пропали из официальных магазинов и многие кредитные организации начали использовать мессенджеры как один из каналов коммуникации с клиентами. Они могут использовать для банковских операций только разрешенные Роскомнадзором мессенджеры, утонил Зубарев. Кроме того, Банк России направил банкам рекомендации, как нужно работать в мессенджерах с учетом требований информационной безопасности и мер по защите персональных данных.
Источник: https://iz.ru