Из России ушли многие европейские бренды, маркетплейсы переживают не лучшие времена, снижаются доходы, растут цены... На выручку могут прийти они — магазины «вторые руки».
Реально ли купить сумку MICHAEL KORS за 3 тысячи, как правильно выбирать одежду в секонд-хендах, можно ли одеваться дешево, но эксклюзивно — в нашем материале.
«Не та энергетика»
К магазинам этого сегмента традиционно разное отношение. Кто-то брезгует надевать одежду, бывшую в употреблении, другой считает эти магазины уделом нищих, третьи не пропускают ни единого нового завоза товаров.
40-летняя жительница Санкт-Петербурга Ольга одевается в основном в секонд-хендах. Женщина считает, что редкие, эксклюзивные и качественные модели одежды можно найти только здесь. Пока ее дочь Вика была маленькой, носила платья и кофты из этих же магазинов. Когда девочке исполнилось 14, она постановила, больше никаких «секондов»: «Там может быть дурная энергетика у вещей, буду носить только новое, да и вообще, я не хочу надевать чужое».
«Я начала покупать ей одежду по бешеным ценам в ТК, на рынках, — смеется Ольга. — А как-то раз мы зашли с ней в мой любимый секонд-хенд, который я называю „бутик“. Вика увидела классное строгое платье, но поморщилась: энергетика и вот это все. А потом вернулась из школы в слезах: ее заклятая подруга пришла именно в этом платье, причем объявила под восторженные отзывы одноклассниц, что купила его за 45 тысяч рублей в дорогущем салоне на Невском. И дочь мне сказала: „Мам, давай пойдем опять в тот самый магазин“. Пойти-то можно, но вещи этой больше нет: здесь же каждое изделие в единственном экземпляре».
Художник по костюмам в кино, театре и на телевидении Татьяна Олрер уверена, вопреки предрассудкам, пользоваться этим специфическим сегментом рынка можно: «Относительно гигиены и санитарных правил, это безопасно в той же степени, что и в обычных магазинах разного класса. Вещи при сортировке отбирают, обрабатывают, даже если они с бирками и не были в употреблении. Они тоже подвергаются примеркам один или множество раз. Но точно так же происходит и в обычных магазинах. Нужно помнить про правило: приобретенные вещи всегда дома стирать перед тем, как надеть впервые, согласно биркам со значками, указанными производителем».
Впрочем, есть здесь и абсолютно новые вещи, так называемый сток.
«Лично мне ближе секонд-хенд, чем сток, но это — только моё мнение, — говорит основатель челябинского магазина формата секонд-хенд Оксана Каева. — Секонд-хенд — „вторые руки“ и вторая жизнь вещей. Часто встречаются новые вещи с бирками, соответственно, без износа. Оригинальные брендовые вещи привлекают внимание покупателей, которые ценят качество по разумной цене. Сток — это товарные остатки европейских распродаж. Работая со стоком, всегда стараюсь понять, почему ту или иную вещь не одобрил европейский покупатель. Люксовый бренд никогда не допустит попадания в сток своего товара, не обезличив предварительно его, то есть не срезав этикетки и ярлыки. Многие покупатели это знают и „охотятся“ за такими экземплярами».
Тренды и бренды
В воскресный полдень один из челябинских магазинов формата секонд-хенд полон посетителей. Процентов 90 — женщины, в основном лет 30-50. Все сосредоточенно рассматривают изделия на вешалках. Набрав нужные вещи, идут в примерочные. На стенах объявление: сегодня магазин предлагает скидку 50 процентов на весь товар. Блестящие платья, джинсы, махровые халаты — чего только нет на вешалке около примерочных. Здесь оставляют то, что не подошло.
Около вереницы вешалок с футболками — два молодых парня. Сосредоточенно уткнулись в телефоны, а в руках держат яркие футболки. «Да не, это не „ориг“, — говорит один другому. — Видишь, у оригинала этикетка чуть другая».
Поиск люксовых брендовых вещей — еще одна из причин, по которой идут в секонд-хенд. По Сети гуляют удивительные истории. Утверждают, что среди копеечных вещей находили и Armani, и Chanel, и Louis Vuitton. О брендах масс-маркета и речи не идет, они здесь сплошь и рядом. Сейчас, по словам продавцов, в традиционно посещаемые более взрослым населением магазины устремилась молодежь. Увиденные мною парни, как следовало из разговора, планировали брендовую футболку продать.
Найти действительно очень дорогие, редкие, порой бесценные вещи в этих магазинах можно. Продавец одного из челябинских секонд-хендов Марина подтверждает: встречала и пиджаки за 70 тысяч, и рубашки за 150. Это — цена в каталоге. В ее же магазине вещь стоила максимум 1500. На мой вопрос об уникальных продажах Оксана Каева ответила, что недавно продала сумку Chanel, стоимость 717000₽ по каталогу, за 4000 рублей. В данный момент в продаже есть мужская рубашка за 36000₽ по каталогу. В магазине же она стоит 1250 рублей.
Татьяна Олрер с ней согласна: здесь можно найти редкие вещи на любой вкус, кошелек и статус. «Зачем переплачивать, если вещь уникальная нашлась именно там, — считает эксперт. — В силу своей профессии художник кино, художник-постановщик и художник по костюму) я довольно частый гость в таких магазинах как в столице, так и в регионах. Для съемок и для использования деталей в своих костюмах я очень много нахожу там уникального, качественного и редкого. Например, старинные кружева начала века, вещи, с которыми кто-то вот так легко расстается, не понимая ценности. А зачастую она уникальна — платье из льна, хлопка, шелка в стиле 20-х, 30-х, 40-х годов, или современная роскошная блуза.
Секонды бывают разные
Исследователь моды Натали де Шан, в прошлом хозяйка винтажного магазина, объясняет, что секонд-хенды делятся на разные сегменты, где вещи отличаются не только по стоимости, но и даже по способу обработки. В элитных секонд-хендах, как правило, продаются либо вещи известных модных домов, либо вещи знаменитостей. Во втором случае предметы могут даже не обрабатываться и не чиститься, поскольку есть ценители вещей, к которым прикасалась кожа звезды.
Интересный факт: даже в сфере винтажных предметов известных модных домов бывают подделки, поэтому или в самом магазине должен быть оценщик, который подтверждает подлинность предмета, или некоторые покупатели приводят с собой подобных специалистов. И, как правило, чем старше винтажная вещь люксового бренда, тем дороже она будет стоить. Покупатели подобных предметов, с одной стороны, делают выгодное вложение, ведь спустя еще несколько десятилетий вещица будет стоить еще дороже, а с другой стороны, это своего рода коллекционный экземпляр.
Кроме люксовых секонд-хендов есть и более демократичные, где в основном продаются вещи масс-маркет брендов. Как правило, это сетевые магазины. «Лично я частый гость подобных, — признается эксперт, — потому что качество одежды условного H&M из секонда может быть выше, чем в официальном магазине в российском ТЦ. Не секрет, что многие бренды для ряда стран шьют вещи более низкого качества, чем для европейских потребителей. Единственное, что я не советовала бы покупать в таких магазинах, — это обувь, сумки и ремни: кожа и кожзам сильнее всего страдает от обработки газом».
Также есть самый низкий сегмент секонд-хендов, который как раз у многих и вызывает чувство отвращения, иногда вполне обоснованно. Как правило, такие магазины находятся в подвальных помещениях, одежда навалена в кучи, а для экономии хозяева заказывают самые дешевые товары. Найти что-то стоящее в подобных секонд-хендах почти невозможно.
«Брезгую»
Одна моя знакомая признается, что ей бы хотелось ходить в секонд-хенд экономии ради. Но она брезгует и ничего не может с этим поделать. А еще ее сдерживает специфический запах, который исходит от вещей до стирки. Еще подруга уверена, что никто не понесет в секонд-хенд ультрамодные вещи, то есть там есть, безусловно, качественные товары, но все они — прошлый век.
«Я находила в секонд-хендах, например, Lacoste и Versace, у этих брендов есть недорогие сегменты, которые могут попасть в демократичные магазины второй руки, — говорит Натали де Шан. — Так, килограммовое теплое платье Lacoste обошлось мне в 2000 рублей, а блузка Versace чуть дешевле. Сейчас на фоне ухода многих брендов особенно ищу детские вещи H&M, так как они и симпатичные и долго служат. Однако в секонд-хендах можно встретить множество неизвестных в России брендов, изделия которых отличаются высоким качеством. Некоторые из них я ношу уже около 10 лет».
«Популярная международная торговая площадка ebay.com — это тоже отчасти „секонд-хэнд“, — говорит Татьяна Олрер. — Со всего мира, но, прежде всего, из США и Европы, частные продавцы распродают там вещи из личного гардероба. И ранее я именно там фактически за бесценок покупала вещи целиком или для перешива, которые были или подлинно историческими (20-40-е годы), или современные, брендовые».
В том магазине, что я была, одна из продавцов развешивала брошенные покупателями разноцветные одежды в перчатках. Я подошла, заговорила издалека: много ли народа, как спрос, вырос ли? Продавец сказала, что магазин никогда не проводит рекламных акций, не торгует онлайн, не ведёт соцсети: и без того покупатель валит. В последнее время из-за сложной ситуации с Европой, изменениями курса евро и доллара товар стал дороже. Но народ это не сдерживает. Хотя идут, конечно, в основном в дни распродаж: пусть выбора меньше, зато и цена совсем ничтожна. Но она сама секонд-хенд не носит: хоть и приезжают порой за вещами очень богатые покупатели на машинах за 5 миллионов, женщина считает, что «может позволить себе новое». «А это — просто работа, она бывает и такая», — заключила продавец и ушла на склад.
Советы эксперта
Эксперт по стилю Татьяна Олрер дает советы по приобретению вещей формата секонд-хенд. Во многом рекомендации относятся и к обычным магазинам одежды.
1. Если не знаете, с чем будете носить ту или иную вещь, не стоит покупать. Скорее всего, она займет место в шкафу и будет лежать без дела. Второй головной болью потом станет вопрос избавления от нее. То же самое касается размера, если она вам понравилась, но мала. «Похудею», «потом найду и куплю к ней что-нибудь для комплектности» — всё это не годится. Похудеете — захотите совсем другие образы. Приобретайте вещь только в случае, если у вас уже есть минимум 3-4 вещи для комплекта в образ.
2. Даже если вещь любимого желанного бренда или просто очень красивая, на ваш взгляд, она должна быть качественной, из качественной ткани, в достойном состоянии с хорошей гарнитурой. А также «вписываться» в ваш образ жизни.
3. Мода изменчива, стиль вечен. Так, кажется, сказал Ив Сен Лоран. Поэтому не ориентируйтесь только на моду, она действительно изменчива и циклична, ориентируйтесь на стиль, если есть его понимание. Если затрудняетесь, обратитесь к стилисту. Хороший стилист не только подбирает и формирует ваши образы и гардероб, он еще и обучает этому, за что клиенты всегда благодарны.
4. Всегда помните главное: не одежда красит человека, а совсем наоборот.