Предновогодний трафик в торгово-развлекательных центрах снижается ежегодно с 2020 года, но причины у этого явления разные, пояснил aif.ru доцент департамента международного бизнеса Финуниверситета при правительстве РФ Роман Данилов. По его словам, если в 2020-2021 годах люди перестали ходить в ТРЦ из-за ограничений и последствий пандемии, то в 2022 году на настроения покупателей повлияли геополитическая нестабильность и снижение экономической активности населения.
«А в 2023 году главным фактором снижения посещаемости торговых центров стало развитие интернет-торговли, расширение сети пунктов выдачи товаров, а также уход с российского рынка зарубежных компаний в сегменте одежды, обуви и других товаров, сокращение контента кинотеатров вследствие санкций. Применение механизма разрешительного ввоза товаров без разрешения правообладателя („параллельный импорт“) позволило продавать товары ушедших брендов на маркетплейсах, в то время как до ухода компаний, они размещали свои точки продаж в ТРЦ и тем самым привлекали покупателей», — рассказал Данилов.
Эксперт уточнил, что люди все чаще предпочитают оставаться дома: купить бренды ушедших компаний, заказать еду из ресторана или магазина и посмотреть фильмы — все это можно делать, не покидая родных четырех стен. «Торгово-развлекательные центры сегодня уже не отвечают всем потребностям покупателя, поэтому посещаемость снижается. Для привлечения покупателей владельцам ТРЦ надо кардинально пересмотреть маркетинговую стратегию. Совершение покупок онлайн по дороге с работы позволяет не тратить время на поход по магазинам. Цены на аналогичные товары в маркетплейсах также выгодно отличаются от цен в ТРЦ. Поэтому доля онлайн-торговли будет и дальше расти», — заключил Данилов.
Ранее экономист Елизавета Пономарева заявила, что маркетплейсы могут создавать неравные условия для продавцов, что приводит к снижению качества товаров и услуг. В то же время зависимость от поставщиков ограничивает предложение и повышает цены в торговых центрах. Среди других неочевидных последствий развития маркетплейсов эксперт выделила сокращение рабочих мест в розничной торговле, а также вред для экологии.
«Развитие электронной коммерции также увеличивает количество отходов и загрязнение окружающей среды, поскольку онлайн-покупки часто сопровождаются избыточной упаковкой и использованием одноразовых материалов», — сказала она.
Правительство планирует ввести обязательный минимум ассортимента российской электроники в офлайн и онлайн-магазинах. В случае принятия, закон вступит в силу 1 марта 2024 года. Согласно предложению, поступившему в правительство, маркетплейсы обяжут первые 50 поисковых строк отдавать российским или белорусским товарам. А крупные сети магазинов электроники должны будут «выделять полку» для отечественных товаров.