В период длинных майских выходных власти сразу нескольких российских регионов объявили о введении ограничений на продажу алкоголя. Эксперты aif.ru рассказали о том, могут ли повлиять такие меры на объем продаж.
Запрет с нюансами
Напомним, что запрет введен в Пермском крае, Чебоксарах, Тюменской, Свердловской, Омской, Курганской, Самарской областях, а также в Москве и Подмосковье. Впрочем, везде ограничения разные. Например, в Пермском крае продажа алкоголя огранена с 1 по 9 мая, но при этом купить спиртное можно, правда, только в кафе и ресторанах. В Чебоксарах ограничения действуют только 8 мая и то выборочно — в течение нескольких часов. Зато в Тюменской области продажа алкоголя запрещена вплоть до 12 мая. В других субъектах спиртное не будут продавать только вблизи мест праздничных мероприятий, а также во время генеральных репетиций Парада и на время парада 8 и 9 мая. При этом алкоголь не будут продавать не только в магазинах, но и кафе-барах-ресторанах.
Без вреда и ущерба
«Если говорить с точки зрения оборота и продаж спиртного, то такие запреты особого вреда им не наносят, — объясняет руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — Происходит это по той простой причине, что наши люди в таких случаях просто стараются закупиться заранее».
Аналогичной точки зрения придерживается и глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Особого ущерба, по его мнению, не наносится и интересам производителей, потому что у них никакого снижения продаж, если считать общие показатели, в итоге не происходит. «Ни одним литром меньше в результате не продается, — резюмирует он. — Потому что о введении ограничений и запретов все знают заранее и делают запасы впрок. Иногда даже больше, чем в обычные дни, потому что “мало ли что, а вдруг не хватит”. Так что статистика продаж практически не меняется».
Впрочем, риски все-таки существуют, и связаны они с нелегальным оборотом алкоголя. Запреты часто приводят к тому, что появляются лазейки для торговцев контрафактом. Потому что, когда товара нет в официальной продаже, всегда найдутся желающие продать его неофициально, с нарушением существующих правил и законов.
Кроме того, как напоминает Шапкин, алкоголь — движущая сила продаж в супермаркетах и продуктовых магазинах. И если его убрать, то выручка у точки продаж снижается наполовину. Потому что люди предпочитают делают покупки продовольствия именно там, где в наличии есть алкогольные напитки.
Ранее сообщалось о том, что мешает россиянам увеличить потребление вина.