В России официально закрылся сезон прокатных электросамокатов. Несмотря на пугающие итоги и большое количество ДТП с их участием, рост спроса на электросамокаты растет. Вместе с ним растет и прибыль компаний по предоставлению услуг аренды электросамокатов. С чем это связано и что нас ждет в следующем сезоне — в материале aif.ru.
Страшная статистика
Согласно статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за 9 месяцев 2023 года с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности) произошло 2,6 тысячи ДТП. Это в 3 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года. При этом погиб 31 человек (+63,2%), ранено 2,72 тыс человек (+213%), включая 919 детей в возрасте до 16 лет. 26% происшествий произошло на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, еще 22,8% — на регулируемых пешеходных переходах. Итоги неутешительные, отмечает депутат Госдумы Александр Якубовский. «Мы видим рост числа ДТП, рост числа пострадавших, причем рост колоссальный, в три раза. У нас гибнут люди, причем именно те, кто и передвигается на самокатах. Такая печальная статистика говорит лишь об одном — отрасль нуждается в регулировании. Необходима система тестирования минимального объема знаний ПДД, жесткие меры по недопуску лиц в состоянии алкогольного опьянения к управлению СИМ, нужно повышать минимальный возраст допуска к управлению как минимум кикшеринговыми самокатами, до 16 или 18 лет», — предлагает депутат.
География травм
Больше всего аварий с участием электросамокатов зафиксировано в Москве — 665 ДТП (+235% к аналогичному периоду прошлого года), в Тюменской области — 184 ДТП (+308%), в Санкт-Петербурге — 172 ДТП (+48), в Нижегородской области — 123 ДТП (215%). Но, по мнению Александра Якубовского, акцент надо сместить на развитие инфраструктуры городов, учитывая движение пользователей электросамокатов. «Нам необходимо развивать инфраструктуру российских городов с учетом новых реалий, активно создавая полосы для движения СИМ. Но самое главное, нужна работающая система идентификации пользователей СИМ и реального контроля за соблюдениями ими правил дорожного движения», — уверен депутат Якубовский.
Лидеры рынка
С экономической точки зрения сезон закончился успешно, рассказывает независимый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин. «Можно судить по заявлениям самого крупного игрока на рынке — компании Whoosh: количество поездок выросло на десятки процентов, по сравнению с прошлым годом. Компания произвела в Израиле для России дополнительно порядка 30 тысяч электросамокатов. Поэтому с экономической точки зрения компания чувствует себя прекрасно. Спрос на самокаты не падает, и падать не будет. Тем более, по сравнению с поездками на такси, стоимость на электросамокаты весьма демократична. Особенно этот вид передвижения популярен среди молодежи, когда за небольшие деньги можно уехать далеко», — объясняет эксперт.
По данным финансовой отчетности, опубликованной компанией Whoosh за первое полугодие 2023 года, выручка компания выросла на 39% — до 4,4 млрд рублей, чистая прибыль выросла на 228% и составила 1,3 млрд рублей. Количество поездок увеличилось на 94% год.
Компания Яндекс — вторая по величине на рынке, напоминает независимый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин. «Но судить о прибыли или убытках тяжело. По СИМ нет отдельной отчетности, а всё это зашито внутри Яндекса в целом. Яндексу проще. Это конгломерат, они покроют любые убытки, связанные с электросамокатами, в расчете на то, что они смогут отвоевать долю у Whoosh», — объясняет эксперт.
Рынок электросамокатов растет кратно, от сезона к сезону, дополняет директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Если сравнивать прошлый сезон и нынешний, то, как и предполагалось, произошел двукратный рост количества поездок: со 103,5 млн поездок в 2022 году рынок прыгнул до количества 208 млн поездок в 2023 году. Это касается рынка прокатных электросамокатов. Но не стоит забывать, что огромная доля микромобильности рынка в целом — это еще и частные электросамокаты и другие СИМ. По разным экспертным оценкам, их еще больше: от 0,5 млн единиц до 1 млн. Поэтому можно утверждать, что микромобильная отрасль и растет. Дистрибьютеры в начале сезона отмечают всплеск интереса к покупке электросамокатов. Но он, на самом деле, сдерживается растущей доступностью прокатных средств. Часто у людей нет необходимости владеть частным электросамокатом, но есть необходимость закрывать свои транспортные потребности на короткие расстояния. И с этим вполне справляются кикшеринг-операторы», — объясняет эксперт.