На форуме предстоит обсудить конкретные прикладные вопросы технологической и коммерческой оптимизации грузовых перевозок. И этому эксперты и специалисты отрасли уделят особое внимание.
Так, например, одним из важных пунктов является внедрение услуги «Грузовой экспресс», в этом уверен начальник центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин. «Это первый шаг в практике оперирования вагоно-местами в составах маршрутизированных грузовых поездов. Однако её внедрение пока не позволило полностью использовать потенциал и преимущества грузовых перевозок. Грузовладелец мотивирован использовать её только тем, что для него фиксируется срок доставки (появляется возможность сэкономить на аренде перевозочных ресурсов у вагонных операторов). Вместе с тем перевозчик (ОАО „РЖД“), благодаря маршрутизации перевозок, сокращает свои расходы в части ликвидации переработки вагонов на попутных сортировочных станциях, сокращения простоев локомотивов в ожидании различных операций, а значит, уменьшает себестоимость перевозок и эксплуатационные расходы», — говорит он.
Таким образом, перевозчику становится выгодно стимулировать маршрутизацию перевозок, уверен эксперт. Он предлагает услугу «Грузовой экспресс» позиционировать не как дополнительную, а как инструмент, стимулирующий грузовладельцев использовать маршрутизацию. То есть перевозчик может управлять стоимостью услуги, обнуляя её в тех случаях, когда маршрутизация позволяет серьёзно сократить расходы и/или привлечь дополнительные объёмы грузов, и, наоборот, повышая, если маршрутизация по каким-то причинам неэффективна. «Стоимость услуги „Грузовой экспресс“ может варьироваться в зависимости от горизонта планирования перевозки грузовладельцем. Чем раньше заявляется грузовладелец к перевозке, тем стоимость услуги может быть ниже (вплоть до нулевой и даже отрицательной, когда предоставляется „скидка“ к тарифу), по мере приближения к дате отправления стоимость услуги может изменяться в зависимости от числа оставшихся свободных вагономест в составе поезда. Услуга также может применяться как инструмент для „дозагрузки“ составов, не набирающих полную величину», — полагает Колин.
Кроме того, эксперт считает, что неплохо было бы рассмотреть на форуме и такую тему, как сфера применения контрейлерных перевозок. Из-за сравнительно низкой производительности железнодорожного подвижного состава при контрейлерных перевозках в странах Европы они получили ограниченное применение, связанное в первую очередь с пропуском трафика через природоохранные зоны. «В условиях роста стоимости дизельного топлива и внедрения системы учёта автомобильного трафика „ПЛАТОН“ сервис перевозки большегрузных автомобилей (или только прицепов) может оказаться привлекательным. Предлагается провести технико-экономические исследования на предмет поиска параметров контрейлерного поезда (длина, масса, средняя дальность перевозки, маршруты, применяемые тарифные схемы и тарифные коридоры), при которых этот вид сервиса станет востребованным среди автомобильных перевозчиков», — отметил Алексей Колин.
Услуга «Грузовой экспресс» позволяет сократить время нахождения груза в пути следования за счет проследования участка пути по специально разработанному расписанию. Вагоны с грузами формируются на опорной станции и следуют до станции расформирования без переработок. Специалисты полагают, что данная технология позволяет сегодня по скорости доставки грузов конкурировать с автомобильным транспортом.