Не только нефтью и газом славится российский экспорт. В последние годы хорошую динамику показывает и так называемый «несырьевой неэнергетический экспорт». По национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» его объем к 2024 г. должен вырасти почти в 2 раза — со 135 до 250 млрд долл.
«Сейчас по объёмам продаж несырьевого сектора у нас лидируют металлургическая продукция, химическая (от минеральных удобрений до бытовой химии), товары машиностроения (от военной техники и лазеров до комбайнов), ЛПК (от пиломатериалов и фанеры до бумаги и мебели), продовольствие и драгметаллы, — говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — Но нам необходимо увеличивать долю экспорта товаров средних и особенно верхних переделов. Кстати, нам уже есть чем похвастаться в этом плане. Высокотехнологичных экспортных товаров становится всё больше. А значит, цель, поставленная нацпроектом «Международная кооперация и экспорт» в 250 млрд долл., вполне достижима».
Ко Дню России AIF.ru собрал топ-5 русских товаров, которые любят и ценят зарубежные покупатели.
1. Мороженое
Первый прообраз мороженого появился в Китае (перемешанные со снегом и льдом кусочки фруктов), а теперь именно эта страна покупает наше российское мороженое. Вообще, наше мороженое экспортируется в 38 стран мира. И на первую пятёрку лидеров приходится 70% экспорта. Это Казахстан, Монголия, Китай, Украина и Беларусь. Наибольшей популярностью пользуется классический пломбир, а на азиатских рынках — также мороженое с фруктовыми наполнителями.
По данным Минсельхоза, в первом квартале 2020 г., несмотря на пандемию, поставки мороженого за рубеж составили 5,6 тыс. тонн, или 10,5 млн долларов, что на 11,4% выше показателя за аналогичный период 2019 г. Учитывая динамику экспорта мороженого из России, в краткосрочной перспективе можно прогнозировать рост экспорта в среднем на 5-10% в год.
2. «Маша и медведь»
Анимационный сериал «Маша и медведь» российской студии «Анимаккорд» добился настоящего успеха за рубежом: мультик переведен на 25 языков и транслируется в 100 странах. Мультфильм стал настолько популярным, что собрал уже 20 млрд просмотров на Ютьюбе (пока это абсолютный рекорд).
Впрочем, не только «Машу и медведя» полюбили дети из других стран. На экспорт также ушли и стали популярны «Приключения Лунтика и его друзей», «Смешарики», ну и, конечно, старые-добрые «Ну, погоди!» и «Чебурашка».
3. Неваляшки
Любимая игрушка советских детей теперь стала невероятно популярна во Вьетнаме. Недавно ООО «Котовские неваляшки» заключили экспортный контракт с одной вьетнамской компанией, и традиционная российская неваляшка для вьетнамского рынка может несколько поменять свой внешний вид, став более «восточной». В этом июне 307 коробок таких «вьетнамских» неваляшек отправятся в путешествие к своим новым маленьким владельцам.
4. Морс
В других странах, привыкших к сокам, наш традиционный русской морс тоже пришёлся по вкусу. На экспорт сейчас активно выходит, например, продукция «Комбината натуральных продуктов», который производит морсы из натуральных фруктов и ягод — вишни, малины, клюквы, брусники, смородины и др. Производство морсов было налажено всего несколько лет назад в деревне Колобово Ивановской области. Сейчас в год выпускает до ста тонн напитков.
«Мы работаем круглый год. Ягоду используем шоковой заморозки, стараемся брать отечественную. Вода — из местной артезианской скважины, оборудование — российского производства, на выходе — качественный продукт, который могут пить даже дети от трех лет», — говорит директор комбината натуральных продуктов Дмитрий Усачев.
5. Мёд
Компания «Мода Мёда» продает российский экологически чистый мёд в страны Евросоюза. «Наш проект посвящен разным сортам мёда из разных стран. На создание нашей медовой коллекции ушло 4 года путешествий и исследований, — говорят создатели марки. В ЕС пользуются спросом гречишный, липовый и северный мёд. Мёд везётся с пасек Башкирии, Курской и Новгородской областей.
Кстати
Недавно на экспортный рынок вышли… шаманские бубны из Ненецкого автономного округа. Их теперь продают в США. Производитель бубнов — предприниматель из Нарьян-Мара Валерий Гудырев — делает их уже больше 10 лет. Раньше продавал только в сувенирных лавках и на выставках. А потом начал искать покупателей через интернет. Сначала ему помог местный Центр поддержки экспорта. Объявление о продаже бубнов разместили на международной электронной торговой площадке Etsy. А потом специалисты Российского экспортного центра нашли мужчине покупателей в США. Сейчас у предпринимателя запланированы также поставки в Норвегию и Испанию.