Россиянам вряд ли стоит ожидать возвращения к прежней жизни с привычными точками зарубежных брендов вроде IKEA, ZARA, McDonald’s. В них попросту нет необходимости, пояснил политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
«Мы уже никогда не будем жить так, как прежде, — отметил эксперт. — Достаточно пройтись по магазинам, чтобы убедиться, что IKEA и ZARA в России больше не нужны. Откуда ни возьмись, появились отечественные бренды, которые выигрывают по цене и предлагают товары куда более высокого качества. Не буду называть конкретных производителей, но, к примеру, проблем с доступной и качественной одеждой в России уже нет».
А вот компании, нишу которых пока не заняли, вероятно, смогут вернуть утраченные позиции, подчеркнул Сипров.
«Например, высокие шансы на успех у японских и корейских производителей бытовой техники и электроники, ведь качество китайских аналогов пока что оставляет желать лучшего, — добавил собеседник. — Полагаю, в ближайшее время российские власти предложат новый и системный подход к допуску на российский рынок зарубежных компаний. Надеюсь, во главу угла будут ставиться национальные интересы. Логично ожидать, что зеленый свет получат крупные инвесторы, готовые вкладываться не только в производство, но и в развитие территорий; основной акцент будет делаться на импорте технологических решений, а не товаров».
Также стоит подумать и о «компенсационных мерах» для некоторых компаний из недружественных стран, продолжил эксперт. Например, в качестве условия возвращения можно вменить обязанность инвестировать в значимые для регионов социальные или инфраструктурные проекты.