Примерное время чтения: 6 минут
5605

Битва за Арктику. Какие богатства и перспективы скрывает северный регион?

Арктический регион обладает внушительными запасами энергоресурсов – по данным геологических исследований США, на территории Арктики находятся до 22% нераскрытых газовых месторождений и 13% нефтяных месторождений от мировых запасов. Геологи не исключают, что регион также богат месторождениями золота, алмазов, никеля, угля и платины. Все эти «богатства» оцениваются в несколько миллиардов долларов и являются желанными объектами для участников Арктического совета.

Стоит отметить, что, согласно международному законодательству, Северный полюс является «свободной» территорией и не принадлежит ни одному государству. Право на исключительную экономическую зону (ограниченную 320 километрами) имеют только государства с арктическими побережьями.

Членами Арктического совета являются Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия. Постоянными участниками являются шесть организаций коренных народов Арктики (к которым относятся атабаски, алеуты и другие). Кроме того, есть страны, не имеющие выхода к Арктике, но носящие статус наблюдателей. Так, на недавно прошедшей Восьмой сессии Арктического совета статус наблюдателя был предоставлен Индии, Японии, Италии, Южной Корее, Сингапуру и Китаю. Последний считается одной из самых заинтересованных сторон в освоении Арктики. «Присоединение к совету является в большей мере политической инициативой таких стран, как Китай. Желание иметь место за столом переговоров о судьбе региона отражает геополитические амбиции», – заявлял ранее исполнительный директор Арктического института в Вашингтоне Мальт Гумперт.

Льды и бизнес

Профессор Питер Вадхэмс из Кембриджского университета на протяжении нескольких лет следил за изменениями льдов на Северном полюсе. Недавно ученый выяснил, что площадь ледяного покрова в Арктике уменьшилась до 3,5 млн квадратных километров, что стало рекордом. По сведениям Вадхэмса, снежная шапка, прикрывающая нашу планету, всего за пять лет стала в два раза меньше. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия арктический регион будет полностью свободным ото льда в летний период.

Таяние льдов в Арктике делает этот регион «лакомым кусочком» для экономических держав – потепление вызвало рост туризма, развитие морского транспортного сообщения, и главное – облегчило добычу полезных ископаемых.

По мнению экспертов, в перспективе на территории арктического региона возможна добыча нефти, газа, золота, угля и т.д. Однако перспективы разработки нефтяных и газовых месторождений на деле могут оказаться не такими выгодными – государствам и энергетическим компаниям придется вложить немало денег в создание необходимой инфраструктуры. По подсчетам, проведенным в 2006 году Международным энергетическим агентством, разработка энергоресурсов в Арктике может быть обоснована только в том случае, если расходы на добычу одного барреля не превысят 60 долларов. Аналитики компании Infield оценили общие «издержки на включение доказанных запасов нефти и газа путем разведки и разработки» в размере 33 млрд долларов только на период до 2017 года, и большая часть трат ляжет на Россию.

По словам аналитика «ФИНАМ» Анатолия Вакуленко, добыча нефти на территории Арктики может стать для отраслевых компаний конкурентоспособной альтернативой разработке глубоко залегающей нефти в труднодоступных районах России. «Возможность доставки бурового оборудования, а также полученной нефти по морю позволяет, несмотря на довольно сложные условия бурения и большие глубины залегания, а также риски утечек, серьезно снизить издержки. Для российского арктического шельфа дополнительным бонусом является оживление использования Северного морского пути в связи с отступлением льдов и возможность транспортировать по нему нефть на рынки Юго-Восточной Азии, которые увеличивают потребление в последние десятилетия»,- объяснил эксперт корреспонденту АиФ.ru, добавив, что азиатские компании заинтересованы в разработке этих месторождений.

Фото: russianlook.com

Что касается туризма в Арктике, говорить о серьезных потоках в северный регион не приходится – направление ориентировано на узкую категорию любителей экстрима, «экологически-озабоченных граждан и пресыщенных богатых клиентов, ищущих экзотики», рассуждает Вакуленко. «Несомненно, экскурсии к местам птичьих базаров, тюленьим и моржовым лежбищам, местам обитания белых медведей могут быть не менее привлекательными, чем африканские сафари, но все-таки остальные факторы, такие как суровый климат, отсутствие возможностей для пляжного отдыха, жесткие ограничения пограничных и природоохранных структур ограничивают число любителей такого туризма. Это туристическое направление будет развиваться, но, вероятно, в форме круизов, без развития местной инфраструктуры, которая была бы слишком дорогостоящей и использовалась бы лишь малую часть года», – считает аналитик.

Денежный Северный морской путь

Последние годы российские власти все активнее заявляют о заинтересованности в Арктике. В прошлом году российские ученые и сотрудники Минприроды побывали с экспедицией на Новой земле. Тогда же стало известно о создании в регионе туристической зоны – в обозримом будущем на территории Новой Земли и Земли Франца-Иосифа планируется строительство нескольких визит-центров.

Арктика интересна РФ и с точки зрения развития морского пути для танкеров и кораблей, за передвижение которых Москва могла бы взимать пошлины и соответствующим образом пополнять госбюджет. Однако в соответствии с принципами морского права, проход судов транзитом в российской экономической зоне не влечет права РФ на какие-то пошлины, пояснил АиФ.ru генеральный директор Покровка Финанс Андрей Никольский. «Это, кстати, одно из требований при вступлении в ВТО – открытие внутренних водных путей для иностранных судоходных компаний, то есть даже по рекам они смогут плавать на тех же условиях, что и отечественные», – подчеркнул он.

В целом «раскрутка» Северного морского пути по значимости является таким же масштабным интересом, как и освоение природных запасов Арктики. По словам Никольского, благодаря развитию СМП судоходные компании смогут экономить суммы, эквивалентные примерно половине операционных затрат на перевозку контейнеров из Восточной Азии в Северо-Западную Европу. Объясняется это тем, что «новые морские пути» примерно в два раза короче.

Тем не менее, следует учитывать, что из этой экономии необходимо вычесть ряд затрат, в частности на ледовую проводку, поскольку в обозримой перспективе льды не растают. Именно ледовая проводка станет одним из источников доходов для российской экономики – на сегодняшний день только Россия обладает необходимой инфраструктурой для проведения такой работы, рассказывает Никольский: «Россия располагает для целей сопровождения торговых судов не менее чем семью машинами, что достаточно для развития данного направления».

Наконец, не стоит забывать и про геополитику. Организация транзитных перевозок по Северному морскому пути вряд ли может быть в ближайшие годы налажена в объеме, сопоставимом с Суэцким трафиком, полагает эксперт. «Кроме того, основная портовая работа в Азии последние 10-15 лет неуклонно стремится из северных портов (Йокогама, Кобэ, Пусан, Далян) к южным (Шанхай, Гонконг, Шэньчжэнь, Сингапур), что уравнивает расстояния между ними по обоим маршрутам. Однако не стоит забывать, что поспособствовать развитию СМП с геополитической точки зрения вполне может обострение ситуации на Ближнем Востоке (региональные конфликты, пиратство), что в свою очередь может привести к значительному истощению Суэцкого маршрута», – резюмирует Никольский.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах