Примерное время чтения: 7 минут
2436

Полярная сага. Забудет ли белый медведь русский язык?

В конце 2012 года президент Государственной полярной академии, один из самых известных российских исследователей Арктики Артур Чилингаров обратился в правительство России с предложением учредить новый профессиональный праздник – День полярника. Отмечать его предлагается ежегодно 21 мая.

В стране большого медведя

Дата эта выбрана неслучайно – 21 мая 1937 года на дрейфующую льдину в районе Северного полюса совершил посадку самолет летчика Михаила Водопьянова, доставивший группу полярных исследователей во главе с Иваном Папаниным. Так началась история первой советской полярной научно-исследовательской станции «Северный полюс – 1».

Экспедиция «СП-1» продлилась 274 дня и ознаменовала открытие новой эры в исследовании Арктики.

При этом освоение Арктики россиянами началось задолго до этого исторического момента.

Само название «Арктика», как и многое другое, придумали древние греки. В переводе это означает «страна большого медведя».

Поморы издавна плавали в суровых водах Баренцева моря, отправляясь на промысел к северным островам, включая Шпицберген.

С середины XVI века землепроходцы двинулись на Восток, изучая побережье Северного Ледовитого океана. В XVII веке русские путешественники добрались до северо-восточной оконечности Евразии – в 1648 году купец Федот Попов и атаман Семен Дежнев на кораблях обогнули Чукотский полуостров, добравшись до Тихого океана.

В 1688 году экспедиция Ивана Толстоухова обогнула на кораблях полуостров Таймыр.

В XVIII веке изучение и освоение Арктики стало делом не только отдельных предприимчивых и смелых людей, но и государственной задачей. В период с 1733 по 1742 годы состоялась Великая Северная экспедиция, включавшая в себя несколько автономных экспедиций. Ее итогами стали исследование территории северной Сибири от Печоры до Чукотки, составление карты побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, открытие целого ряда островов.

К началу XIX века русские исследователи вели изучение так называемого Северного морского пути, который уже тогда рассматривался как один из самых перспективных морских торговых путей будущего. Продолжалось описание и картографирование островов Северного Ледовитого океана.

Фото: www.russianlook.com

Северный путь

Когда же в 1899 году в Англии по заказу России был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», вопрос о движении кораблей по Северному морскому пути перешел из разряда дел далекого будущего в практическую плоскость.

При всем этом Россия не смогла отстоять первенство в покорении Северного полюса. Первую русскую экспедицию к нему в 1912 году предпринял полярный исследователь Герман Седов. К этому времени полюса уже достигли американцы Фредерик Кук и Роберт Пири.

Экспедиция Седова потерпела неудачу – полярник умер в походе, так и не достигнув цели.

С установлением в России советской власти полярные исследования вышли на новый уровень. Если первых русских исследователей Севера интересовал промысел пушного зверя и торговля с коренными народами, то в советский период был поставлен вопрос о промышленном освоении Севера.

Еще 10 марта 1921 года Владимир Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института, районом деятельности которого стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.

С середины 1920-х годов началось создание целой сети полярных радиометеорологических станций на материковом побережье Северного Ледовитого океана и на островах. Развивалось судоходство по Северному морскому пути, от которого зависело успешное развитие новых городов, становившихся центрами освоения богатых природными ресурсами, в частности, полезными ископаемыми, земель Крайнего Севера.

Фото: www.russianlook.com

Потерянные годы

Создание в мае 1937 году станции «Северный полюс -1» ознаменовало переход к изучению огромных ледяных просторов Арктического бассейна, остававшихся для ученых «белым пятном».

Работы советских полярников, в частности, Ивана Папанина, в годы Великой Отечественной войны помогли борьбе с фашистским флотом, ведшим активные действия, в том числе, и в районе Северного морского пути.

Прерванная войной научная деятельность была возобновлена в 1950 году, когда под руководство известного полярника Михаила Сомова была создана дрейфующая станция «Северный полюс-2».

С этого момента и до самого распада СССР лидирующие позиции нашей страны в Арктике мало кто рисковал оспаривать.

Работа последней советской дрейфующей станции «Северный полюс – 31» завершилась 25 июля 1991 года.

В истории освоения Арктики нашей страной настал один из самых мрачных периодов, про который полярники не любят говорить. Из-за нехватки средств закрывались целые научные проекты, консервировались станции на побережье Северного Ледовитого океана, обезлюдели многие населенные пункты.

Эта тенденция коснулась даже вопросов обороны: были ликвидированы многие погранзаставы и объекты ПВО, обеспечивавшие прикрытие территории Российской Федерации с данного направления.

Казалось, что Россия навсегда отказывается обширных земель, изучение и освоение которых потребовало сотен лет, неимоверных затрат и множества жертв.

Фото: www.russianlook.com

Жаркая схватка за холодную Арктику

Лишь спустя 12 лет, 25 апреля 2003 года в Арктике начала свою работу дрейфующая станция «Северный полюс -32», открытие которой положило начало возрождению утраченного.

Впрочем, вернуть былые позиции чрезвычайно трудно, в том числе и потому, что значимость Арктики возросла многократно. Освоение арктического шельфа, обладающего огромными запасами нефти и газа – это вопрос, от которого зависит будущее мира.

Свою притязания на эти территории Россия оспаривает не только с традиционными соседями по региону, но и, например, с Китаем, который выдвигает идею о признании Арктики мировым достоянием с приданием ей статуса аналогичного статусу Антарктиды.

В 2007 году Россия провела масштабную экспедицию «Арктика -2007» по изучению шельфа Северного Ледовитого океана, кульминацией которой стало погружение российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир – 1» и «Мир -2» на дно океана на Северном полюсе. Россияне установили на дне государственный флаг страны, недвусмысленно обозначив зону своих интересов.

Российская экспедиция вызвала нервную реакцию в США, Канаде, Норвегии, Дании и других странах, также заявляющих свои права на арктические богатства.

Одновременно с активными работами ученых в США и Канаде укрепляют свою группировки войск в Арктике, допуская, что борьба за ресурсы этого региона будет по-настоящему жаркой.

Вопрос раздела арктических богатств будет решаться в самое ближайшее время. И России, несмотря на свои богатые традиции, придется чрезвычайно нелегко.

Сегодня на доступ к богатствам Арктики в той или иной степени претендуют 20 стран. По оценкам экспертов, в регионе содержится около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Считается, что там сосредоточено до 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений, а также залежи золота, серебра, руды и угля.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах