В Москве всё больше и больше дорогущих продуктовых! И ладно бы они ломили цены на одни ананасы-рябчики - так ведь на всё подряд! Их что, вообще никто не контролирует?!
Евгения Н., Москва
Золотые яйца
С начала года цены на продукты в Москве выросли на 5,5%, доложил столичный Департамент торговли и услуг. Для сравнения: за аналогичный период 2011 г. еда подорожала всего на 1,3%. По словам Алексея Немерюка, руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы, стоимость минимального набора продуктов питания в Москве составляет сегодня 2996 руб. в месяц.
Кстати | |
---|---|
Оборот розничной торговли в столице за 9 месяцев составил 2,559 трлн руб. (за аналогичный период прошлого года - 2,357 трлн руб.). |
Мы выбрали пять наименований из потребительской корзины и посмотрели, сколько они стоят в разных столичных магазинах. Мясо, молоко, хлеб, фрукты и яйца - продукты, которые употребляют практически все. Выяснилось, что в некоторых супермаркетах за один только этот продуктовый набор единоразово можно отдать стоимость всей продуктовой корзины, озвученную московскими властями. Так, самое дешёвое мясо (см. таблицу) в Гастрономе № 1 в ГУМе почти в два раза дороже, чем самое дорогое в «Дикси». (Кстати, чтобы покупатели сразу не пугались, маркетологи в дорогих магазинах придумали писать на продуктах цены... за 100 г.) Десяток яиц в «Ашане» стоит от 36 до 64 руб., а в «Глобус Гурмэ» - от 108 до 220 руб. Казалось бы, во втором случае яйца должны быть исключительно фермерскими и экологичными, то есть принципиально иного качества. Но нет - яйца идентичны.
Конечно, в дорогих магазинах больше деликатесов. Так, в «Азбуке вкуса» покупатели активно разбирают буханки хлеба... по 450 руб. Но! В супермаркетах, которые мы обошли, продавался и обычный нарезной «семирублёвый» батон. Только где-то он стоил эти самые 7 рублей, а где-то - все 35, то есть в 5 раз дороже! Вывод печален: разница в качестве товаров минимальна, а накрутку элитные магазины могут оправдать тем, что в лучшем случае специально выделенный для этого человек аккуратно разложит по пакетам ваши покупки и вежливо скажет «до свидания».
Неконтролируемые цены
Оказывается, в нашей стране нет закона, который контролирует цены на продукты. Как нет и максимальной торговой наценки, установленной властями. Накручивайте сколько хотите! «Во всех цивилизованных странах мира существуют ценообразующие нормативы на продукты питания, - говорит Михаил Бочаров, председатель Всероссийского союза народных депутатов. - У нас же стоимость продуктов никому не подконтрольна. Сетевики пишут на ценниках что хотят. А главное, их не обязывают, как в Европе, работать с местным производителем. Вот и покупаем мы, жители страны с колоссальным объёмом плодородных земель, чеснок из Израиля и картошку из Пакистана. Воронежский кубометр чернозёма выставлен в Париже как образец плодородной почвы, а у нас продукты дороже, чем в Европе! И если хоть кто-то в Москве может себе позволить отовариваться в элитных магазинах за баснословные деньги, то в регионах-то - нет».
И действительно, в элитных магазинах ни овощей, ни фруктов, выращенных в России, мы не нашли. Зато обнаружили лоточек японских помидоров за 4 с лишним тыс. руб.
«О поддержке нашего сельхозпроизводителя власти только говорят, - сетует М. Бочаров. - А ведь мелкий фермер или пекарь мог бы поставлять в сети продукты более экологичные и по нормальным ценам, но вход туда им заказан. Сетевику интереснее крупные зарубежные контракты с большими откатами».
Однако некоторые эксперты видят плюсы в том, что правительство не контролирует цены на продукты. «Если ценовое регулирование будет введено, потребитель всё равно не обрадуется, - считает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. - Цены, которые назначит государство, наверняка будут выше, чем те, которые формирует рыночная среда. Это мы видим на примере ОСАГО - государство сделало его стоимость такой высокой, что теперь чуть ли не половину от цены полиса страховщики кладут себе в карман». Так, может, именно об этом страховщики и «договорились» с госчиновниками? Что касается цен в магазинах, то сейчас депутаты Госдумы прорабатывают законопроект об установлении предельных надбавок на продукты первой необходимости.
Плата за воздух
Между прочим, в красивых продуктовых магазинах покупатели тратятся не только на пакеты и обслуживание, но и на... воздух! Есть специальные ароматы, которые стимулируют продажи: запахи кофе, мучных изделий, ванили - их щедро распыляют в торговых залах магазинов с немалыми ценами.
«Магазин - это прежде всего демонстрация статуса самого покупателя, фактически - зеркало его гиперэго, - рассказал «АиФ» Николас КОРО, руководитель Исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий. - Многие из тех, кто располагает деньгами, осознанно переплачивают за уровень обслуживания. На самом деле ассортимент дорогих и обычных супермаркетов практически идентичен в основной потребительской корзине. Разница кроется в мелочах, нарочито выставляемых напоказ, но именно эти мелочи приятно тешат самолюбие покупателя. Многие готовы переплачивать за иллюзию уникальности продукта - в этом и кроется сила бренда. Потому что он отвечает нам на два простых вопроса: достоин меня этот продукт или услуга и поднимает ли она мой социальный статус в глазах окружающих? Так что фактически мы платим не за качество продукта, а за желание обладать, за самолюбование» .
Николас КОРО рекомендует:
- Покупать продукты надо непременно на сытый желудок - это существенно снижает количество покупок.
- Желательно расплачиваться наличными, а не картой - тогда траты становятся ощутимее.
- Не стесняйтесь идти в магазин со списком того, что действительно необходимо.
- Даже в дорогом супермаркете всегда найдутся аналоговые товары по меньшей цене - они лежат на полках ниже уровня глаз.
Разброс цен на виды продуктов (руб./за наименование) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название магазина/ название продукта |
Мясо (руб./кг) |
Молоко (руб./литр) |
Хлеб (руб./батон «нарезной») |
Фрукты (руб. за кг) |
Яйца (10 штук) |
«Дикси» | 124-299 | 22-53 | 7-22 | 47-89 | 33-65 |
«Ашан» | 43-1044 | 27-71 | 8-45 | 35-112 | 36-64 |
«Азбука вкуса» | 134-3960 | 46-212 | 42-459 | 90-650 | 42-98 |
Гастроном № 1 | 470-2000 | 81-262 | 45-85 | 66-3510 | 56-200 |
«Глобус Гурмэ» | 440-2800 | 67-218 | 35-332 | 125-1600 | 108-220 |