«Если любую проблему считать вопросом жизни и смерти, придется умирать без конца».
Дин Смит, американский журналист
Первый в новой истории России нормальный циклический кризис позволяет извлечь немало полезных уроков для управления личным благосостоянием.
Первый урок
Кризисы были, есть и будут. Экономический цикл никто не отменял и не отменит. Кризисы происходят примерно раз в
Второй урок
В кризис произошло массовое осознание пользы личной финансовой образованности и необходимости ее совершенствования. Гораздо активнее пошел процесс всеобщего повышения финансовой грамотности. В общем, жизнь в России меняется медленнее, чем хотелось бы, но быстрее, чем кажется.
Третий урок
В кризис человек с долгами чувствует себя гораздо хуже, чем не имеющий их. Надо не лениться и всегда сравнивать два варианта — накопление или кредит? Просто рассчитать: размер процентов, рост стоимости покупки и т. д. Зачастую после такого сравнения становится все ясно: не можешь купить вещь за свои деньги — не покупай; кредиты — путь к финансовому рабству и т. д. (подробнее см. главу 11, раздел «Покупки в кредит: преимущества и недостатки»).
Четвертый урок
Решение о покупке квартиры — одно из важнейших в жизни, примерно как рождение ребенка. Это многое определяет в вашей жизни всерьез и надолго. Влезая в ипотеку лет на пятнадцать-двадцать, надо учитывать: за это время будет два-три кризиса. И еще два-три раза вы будете по разным причинам терять работу. Доходы не всегда растут, а бывает, и падают. Это может не зависеть от вас и даже от россиян в целом. Кризис разъяснил это всем, в том числе банкам. Прошли времена, когда одни хватали, а другие давали кредиты без особых размышлений («Подъем — это когда люди покупают то, что им не по карману; спад — когда они перестают это делать» (Х. Марц, афорист)). Итог: ипотечный рынок становится более рациональным. Вопрос покупать или арендовать становится актуальным.
Пятый урок
Бережливость и финансовая рациональность очень медленно, но входят в нашу жизнь. Кризис заставил многих задуматься о сокращении издержек и снижении потребления. Возможно, экономия станет более массовым явлением. Приведет ли это к изменениям в нашем коллективном бессознательном, зависит как от продолжительности кризиса, так и от адаптивности общества. Можно переждать плохие времена и вновь удариться в разгул. А можно переосмыслить новый опыт и начать относиться к бережливости как к качеству зрелой личности и зрелого общества.
Шестой урок
Лучшее осознание взаимосвязей денег, удовлетворения от работы и реалий жизни в стране 50-60-го места по уровню развития. В
Норма — высокие зарплаты и бонусы; вызывает удивление, если зарплата выросла меньше, чем в прошлом году. Кризис повернул сознание. При массовых увольнениях и падениях доходов предыдущий поиск смысла работы потерял всякий смысл. Все стало ясно: работа нужна, чтобы кормить семью, платить за кредит и образование детей. А все сверх этого — уже удача. Нормальное ощущение от труда в среднеразвитой стране. Вывод: большая часть нынешнего поколения российских людей будет работать ради денег. Это объективная реальность. Такую страну нам оставили в наследство предыдущие поколения строителей коммунизма.
Седьмой урок
На рынке труда, как и везде, высокая доходность всегда связана с большими рисками. Труженики инвестиционно-банковского бизнеса в обычное время зарабатывают значительно больше других. Во многом это плата за риск. Доходы в сфере финансов — неотъемлемая часть рискованности профессии. Даже девочка-секретарь в инвестбанке является в разы более высокооплачиваемой, чем ее коллеги в других секторах хозяйства. Но при наступлении ранних признаков кризиса она теряет работу первой, вместе с коллегами. Это нормальная плата за рискованно высокие доходы.
Восьмой урок
Пожалуй, самое приятное в кризисах то, что они непременно заканчиваются. И довольно часто заканчиваются хорошо. Главное — помнить, что никакой кризис не может длиться вечно, — «неприятность эту мы переживем!»
Редакция AIF.RU благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.