Санкции в отношении России, которые столь настойчиво декларируются Западом, могут оказаться очередным мыльным пузырём из тех, что любят надувать за океаном. Так, в разгар санкционной войны на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) приехали представители 62 стран. Только ведущие нефтяные и газовые компании нашей страны («Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК», «ЛУКОЙЛ») заключили порядка 60 соглашений, что на треть выше прошлогоднего показателя. Столь значительный рост произошел благодаря «Роснефти», чья доля в общих контрактах составила 80 %.
Стремление западных компаний развивать отношения с нашей страной, невзирая на санкции, отметили и западные журналисты. Один из них — Джек Фарчи. Его материал, опубликованный 25 мая в Financial Times, мы приводим с небольшими сокращениями. Он тем более ценен, что отшлифованная западной пропагандой позиция автора относительно ситуации на Украине не даёт возможности заподозрить его в особых симпатиях к России.
BP заключила с Роснефтью сланцевую сделку
BP подтвердила свою приверженность деловым отношениям с Россией, заключив сделку, касающуюся разработки сланцевой нефти, с нефтяной компанией «Роснефть». Санкции, объявленные Западом против главы российской компании, не помешали это сделать. Соглашение стало одним из тех, что в заключение Петербургского экономического форума подписал президент «Роснефти» Игорь Сечин в то время, как Владимир Путин стоял рядом и улыбался.
Сечин, ставший целью американских санкций как член «ближайшего круга» Путина, отшучивался на вопросы о влиянии санкций и заявил, что они «больше не кажутся угрожающими».
США призвали западные компании бойкотировать это мероприятие — российский аналог форума в Давосе. И большинство руководителей американских компаний уклонились от встреч, однако европейские энергетические боссы — такие, как глава ВР Боб Дадли, глава компании Shell Бен ван Бёрден, Клаудио Дескальци из Eni и Кристоф де Маржери из Total, — всё же присутствовали здесь. Это говорит о стремлении западных компаний продолжать вести бизнес в России, несмотря на санкции.
Г-н Дадли, хотя и не подписал лично контракт на 300 млн долларов с Сечиным, принял участие в закрытом заседании с Путиным, подтвердив этим приверженность ВР сотрудничеству с Россией. Напомню, что BP владеет 19,7 % акций «Роснефти».
«Я думаю, что важно приехать сюда, смотреть и слушать, — сказал он. — Мы несём ответственность, мы должны быть с нашими партнёрами в трудные времена».
Он заявил, что у него лично не было никаких разговоров с правительством США по поводу его присутствия на форуме. Но другой исполнительный директор одной европейской компании сказал, что Вашингтон «не дал нам сюда поехать просто так».
Подписанная сделка — итог усилий западных нефтяных компаний, направленных на то, чтобы, объединив свои ресурсы с российскими, воспользоваться преимуществами налоговых льгот для проектов «труднодобываемой нефти», которые вступили в силу в сентябре.
Кроме того, в Санкт-Петербурге подписали соглашение о совместном предприятии по разработке Баженовского месторождения Total и «Лукойл». Об их переговорах ранее сообщалось в FT. Другие соглашения России и Запада расширяют деятельность созданных ранее предприятий «Роснефти» с ExxonMobil и Statoil, а «Газпромнефти», дочерней компании Газпрома, — с Royal Dutch Shell.
В качестве демонстрации силы «Роснефть» подписала более десятка контрактов в последний день форума. Среди них многолетний контракт на покупку нефти и продуктов у государственной компании из Венесуэлы — шаг, который укрепит позиции российской компании в качестве трейдера, а также сделка о покупке «значительной доли» в North Atlantic Drilling, дочерней компании Seadrill.
На фоне снижающегося производства на старых месторождениях Кремль сделал приоритетом разработку новых видов нефтяных месторождений, в том числе сланцевых, месторождений в Арктике и плохо развитой части Восточной Сибири.
Обращаясь к главам энергетических компаний в субботу, Путин призвал их «переходить к новым областям, зачастую труднодоступным, или увеличивать производство на старых месторождениях ... и разрабатывать запасы, которые традиционно считаются экономически менее выгодными и труднодоступными».
Путин сказал: «Проблемы в энергетическом секторе носят глобальный характер, и мы можем преодолеть их вместе, с помощью сотрудничества. Важно, что это именно то, что крупные компании и делают».