Турция увеличивает плату за проход торговых кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября в пять раз. Об этом стало известно от источников в турецком Министерстве транспорта из газеты Sabah.
Право на сборы Турция получила еще в 1936 году с подписанием конвенции Монтрё. За счет сборов, взимаемых Турцией с транзитных судов, финансируется работа маяков, в случае необходимости осуществляется эвакуация и медицинское обслуживание членов команды. За прошедшие с момента подписания конвенции годы инфляция существенно уменьшила реальные суммы собираемых платежей, установленных в ныне не существующих французских франках. Подняв плату, власти турецкой республики рассчитывают увеличить поступления от сборов с нынешних 40 млн долларов в год до 200 млн долларов.
Проливы Босфор и Дарданеллы являются единственным водным путем, соединяющим Черное и Средиземное моря. Все торговые и военные суда черноморских стран, включая Россию, используют на безальтернативной основе эти проливы для выхода в Атлантический бассейн.
Чем обусловлено решение турецких властей и как оно может сказаться на российских грузовых операторах, объяснил научный сотрудник сектора Турции института востоковедения РАН Амур Гаджиев: «С точки зрения права ключевым документом в этом вопросе является конвенция Монтрё. Согласно ей взимание платы с судов за проход через проливы относится к компетенции Турции, на эту территорию распространяется ее суверенитет. Но согласно „духу закона“ Анкара должна была согласовать это решение со всеми подписантами конвенции, как минимум хотя бы предупредить.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/028/096/2c958f0871863ee4fa6fb96e344edb86.jpg)
Экономика турецкой республики далеко не в лучшей форме, лира девальвируется, инфляция перешагнула порог 70%, много проблем, связанных с беженцами. В такой ситуации они будут рады любым деньгам, поэтому и пошли на этот шаг. Само по себе увеличение платежей не очень значительно, годовой поток платежей вырастет с 40 млн долларов до 200 млн долларов. Это вряд ли будет заметно для рядовых потребителей тех товаров, которые перевозят через проливы. А турецким властям „лишние“ 160 млн долларов не помешают. В этом решении нет политики, повышенные сборы будут осуществляться со всех судов, идущих в/из Черного моря, вне зависимости от их страновой принадлежности или места регистрации. Это чистая экономика».
Свой суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы на международном уровне Турция закрепила подписанием конвенции Монтрё, и никто не собирается оспаривать у Анкары это право. Но не нужно быть юристом, чтобы понимать, что любое изменение в этом основополагающем документе должно быть согласовано со всеми странами- подписантами конвенции. Иначе, действуя в одностороннем порядке, можно нарушить легитимность договора, его международную значимость, и тогда последствия будут непредсказуемые.