Примерное время чтения: 2 минуты
1867

Звонкая лира. Турция поднимает плату за проход судов через морские проливы

Пролив Босфор.
Пролив Босфор. / Sha Dati / www.globallookpress.com

Турция увеличивает плату за проход торговых кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября в пять раз. Об этом стало известно от источников в турецком Министерстве транспорта из газеты Sabah.

Право на сборы Турция получила еще в 1936 году с подписанием конвенции Монтрё. За счет сборов, взимаемых Турцией с транзитных судов, финансируется работа маяков, в случае необходимости осуществляется эвакуация и медицинское обслуживание членов команды. За прошедшие с момента подписания конвенции годы инфляция существенно уменьшила реальные суммы собираемых платежей, установленных в ныне не существующих французских франках. Подняв плату, власти турецкой республики рассчитывают увеличить поступления от сборов с нынешних 40 млн долларов в год до 200 млн долларов.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются единственным водным путем, соединяющим Черное и Средиземное моря. Все торговые и военные суда черноморских стран, включая Россию, используют на безальтернативной основе эти проливы для выхода в Атлантический бассейн. 

Чем обусловлено решение турецких властей и как оно может сказаться на российских грузовых операторах, объяснил научный сотрудник сектора Турции института востоковедения РАН Амур Гаджиев: «С точки зрения права ключевым документом в этом вопросе является конвенция Монтрё. Согласно ей взимание платы с судов за проход через проливы относится к компетенции Турции, на эту территорию распространяется ее суверенитет. Но согласно „духу закона“ Анкара должна была согласовать это решение со всеми подписантами конвенции, как минимум хотя бы предупредить.

Экономика турецкой республики далеко не в лучшей форме, лира девальвируется, инфляция перешагнула порог 70%, много проблем, связанных с беженцами. В такой ситуации они будут рады любым деньгам, поэтому и пошли на этот шаг. Само по себе увеличение платежей не очень значительно, годовой поток платежей вырастет с 40 млн долларов до 200 млн долларов. Это вряд ли будет заметно для рядовых потребителей тех товаров, которые перевозят через проливы. А турецким властям „лишние“ 160 млн долларов не помешают. В этом решении нет политики, повышенные сборы будут осуществляться со всех судов, идущих в/из Черного моря, вне зависимости от их страновой принадлежности или места регистрации. Это чистая экономика».

Свой суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы на международном уровне Турция закрепила подписанием конвенции Монтрё, и никто не собирается оспаривать у Анкары это право. Но не нужно быть юристом, чтобы понимать, что любое изменение в этом основополагающем документе должно быть согласовано со всеми странами- подписантами конвенции. Иначе, действуя в одностороннем порядке, можно нарушить легитимность договора, его международную значимость, и тогда последствия будут непредсказуемые.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах