Правительство России отложило до 1 сентября анонсированное Минфином еще в апреле сокращение выплат нефтекомпаниям по топливному демпферу. Это позволит экономить федеральному бюджету по 50 миллиардов рублей в месяц в будущем, а также снизит риски роста розничных цен на бензин и дизель на автозаправках прямо сейчас.
В Минфине планировали урезать выплаты по демпферу уже с июля, но период сезонного роста спроса на топливо совпал с временем остановки НПЗ на ремонт и увеличением экспорта, что могло спровоцировать нехватку бензина для простых россиян и ускорить повышение цен. По информации газеты «Коммерсант», 2 июня под руководством вице-премьера РФ Александра Новака состоялось совещание, на котором было принято решение отложить сокращение демпфера до начала осени.
В начале июня оптовая стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже поднялась выше исторической отметки в 62 тысячи рублей за тонну для Европейской части России. В начале года тонна Аи-95 на бирже стоила около 40 тысяч рублей, так что рост составил более 50%.
Топливный демпфер представляет собой механизм, который позволяет правительству держать цены на топливо под контролем. Госбюджет компенсирует разницу между экспортной ценой и ценой топлива на внутреннем рынке. В периоды, когда продавать бензин на экспорт выгоднее, правительство доплачивает нефтекомпаниям, чтобы компенсировать им убытки от продаж по низким ценам на внутреннем рынке.
Как сообщал aif.ru, на фоне роста оптовых цен на топливо в зарубежных СМИ появились слухи о том, что правительство якобы может полностью запретить экспорт бензина из России. Опровергать их пришлось лично министру энергетики Николаю Шульгинову.