В рамках очередного, девятнадцатого пакета санкций Европа намерена ввести торговые пошлины против Индии и Китая как главных покупателей российской нефти.
В худшем варианте мы потеряем огромную часть нефтегазовых доходов, индийская и китайские экономики получат болезненный удар, а в Европе взлетят цены на бензин и дизель, сообщил aif.ru доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
«Если Китай и Индия под давлением ЕС и США откажутся от закупок российской нефти, — говорит эксперт, — то мы потеряем огромную часть валютной выручки, это будет очень болезненный удар по нашей экономике. К счастью, такое развитие событий крайне маловероятно».
По итогам 2024 года Россия поставила в Индию и Китай нефти на общую сумму в 110 млрд долл., это сопоставимо с общим объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета (изначально в 2025 году планировалось 10,9 трлн руб.). Потеря такой выручки больно ударит по казне.
Не менее болезненно скажется отказ российской нефти на Индии и Китае. По итогам 2024 года эти страны в совокупности закупили более 200 млн тонн российской нефти, и если такой объем единовременно убрать с рынка, то заместить его никто не сможет, возникший дефицит мгновенно взвинтит цены на черное золото во всем мире. И тогда вместо получения скидки на нашу нефть Пекину и Дели придется переплачивать за сырье втридорога.
«Главными пострадавшими будут не Россия, а Индия и Китай, — подчеркнул Андрианов. — В случае отказа этими странами от нашей нефти на рынке может возникнуть коллапс, цены взлетят до 100 долл. за баррель и выше, что будет губительно для их экономики. Сейчас одна угроза такого развития событий уже подтолкнула котировки вверх до 68 долл. за баррель. Кроме того, „прогибаться“ под санкции Брюсселя или Вашингтона неприемлемо и с политической точки зрения, поэтому и в Пекине, и в Дели уже заявили, что не откажутся от закупок российской нефти».
Индия на одних скидках на российскую нефть за 2022-2024 годы заработала 12,6 млрд долл. А еще эта страна, в отличие от Китая, получает огромные прибыли за счет продажи нефтепродуктов, произведенных из нашей нефти, в Европу, по итогам 2024 года объем поставок превысил 11 млрд долл. От таких денег не отказываются. Со стороны кажется, что Евросоюз уже готов слепо бить по всем, идти по трупам, вводить высокие пошлины, лишь бы нанести экономический урон России. Но если высокий забор нельзя перепрыгнуть, то его можно обойти.
«Санкции ЕС беззубы, — считает эксперт. — У Брюсселя нет рычагов контроля, все расчеты в нефтяных поставках ведутся не в евро, экономического влияния у них тоже нет. Фактически им остается только одно — физически блокировать танкеры с российской нефтью в открытом море, но это уже будет называться, по сути, боевыми действиями, на это никто не пойдет».
Причем Евросоюз самым парадоксальным образом сам оказывается заинтересован в сохранении цепочки российская нефть — индийская переработка — европейский сбыт.
«Прекращение поставок российской нефти в Индию ударит и по ЕС, — указал Андрианов. — Индийские нефтепродукты немного дешевле, и это позволяет европейцам сдерживать внутренние цены на моторное топливо. Если поставки прекратятся, то бензин и дизель в станах ЕС подорожают, что крайне болезненно скажется на их и без того слабой экономике».
В итоге, несмотря на громкие заявления, очередной пакет европейских санкций, скорее всего, по эффективности будет сравним со всеми предыдущими.
«Ни индусы, ни китайцы не откажутся от российской нефти, — подчеркнул эксперт. — Прекращение поставок не выгодно им ни экономически, ни политически».
Ранее гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал aif.ru, какие выгоды получит Россия от строительства газопровода «Сила Сибири-2».