Европейский самолетостроительный концерн Airbus намерен полностью отказаться от закупок российского титана. «Мы находимся в процессе отделения от России, когда речь идет о титане. Это вопрос месяцев, а не лет. Я не могу назвать вам точную дату, это относительно сложный процесс с сертификацией и всем остальным, что требуется в авиации, но это произойдет», — заявил журналистам директор Airbus Defence & Space Майкл Шоеллхорн. Топ-менеджер также сообщил, что российский титан используется лишь для производства гражданских самолетов, а при выпуске продукции военного назначения от него уже отказались.
Второй гигант мирового самолетостроения, американский Boeing, закупал в России от трети до половины необходимого ему титана, но прекратил закупки у нас еще в марте.
Российским поставщиком, с которым рвут связи Airbus и Boeing, является крупнейший в мире производитель титана и титановых сплавов ПАО «Корпорация “ВСМПО-АВИСМА”». На начало года у нее было более 450 заказчиков в 50 странах мира, ее производственные мощности, расположенные в Свердловской области и Пермском крае, позволяют выпускать более 40 тыс. тонн продукции в год. Выручка корпорации за 2021 год составила 67, 9 млрд руб., чистая прибыль — 15,2 млрд руб.
«В заявлении Airbus много политической составляющей, — считает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. — Этим они демонстрируют свою лояльность проводимой руководством ЕС антироссийской линии. В действительности российский титан обеспечивал 65% потребностей концерна в этом металле, и заменить его другим поставщиком невозможно. Тем более что ВСМПО-АВИСМА поставляла не губчатый титан, а титановые полуфабрикаты (штамповки, плиты, поковки и многое прочее). Таких производителей в мире совсем немного, и их производственные мощности загружены на 100%, причем “завалил заказами” их во многом американский Boeing, который после разрыва с нами ищет альтернативных поставщиков по всему миру. Но это сложно, например, американцы подписали контракт на поставку 3 тыс. тонн титана до конца этого года с японской Toho Titanium Co, но этот договор до сих пор не выполнен.
Поэтому, отказавшись от поставок из России, какое-то время Airbus поработает, используя запасы, а потом, скорее всего, тихо возобновит закупки. Может быть, будет проводить в документах как поставки из третьих стран, но без российского титана они не обойдутся».