ВЭБ.РФ и Агентство стратегических инициатив (АСИ) продолжают серию региональных миссий, чтобы выявить и помочь реализовать яркие идеи для развития регионов и городов. Сегодня работа идёт в Великом Новгороде. Большинство проектов и идей, которые представил регион, связано с качеством жизни людей. Форум «Сильные идеи для нового времени» проводится уже в четвёртый раз. Он объединил свыше 400 тыс. неравнодушных россиян, предложивших в общей сложности более 57 тыс. идей, направленных на развитие нашей страны. У конкурса новых отечественных брендов «Знай наших», который проходит в рамках форума во второй раз, схожая цель — поддержать перспективные российские торговые марки, которые создал и продвигает отечественный бизнес.
Миссия продолжается
В прошлом году ВЭБ.РФ и АСИ запустили серию региональных миссий в разных субъектах России. Первым регионом, где федеральные институты развития успешно опробовали новый формат работы над решением задач по развитию, стал Калининград. Следующая точка, куда переместилась команда, — Великий Новгород. Сегодня эксперты изучают поступившие предложения, призванные дать новый импульс развитию региона.
«Трансформация жизни вокруг зачастую начинается с небольших проектов и малых дел. Участников форума „Сильные идеи для нового времени“ объединяет стремление реализовать позитивные изменения в своём родном дворе, районе, городе. Из их проектов и инициатив формируется повестка будущего развития всей страны», — отмечает председатель ВЭБ.РФ, глава экспертного совета АСИ Игорь Шувалов.
Темы отбора идей на форум включают важнейшие вопросы, которые интересуют и простых людей, и предпринимателей, и общественных деятелей, и экспертов. Это, в частности, повышение качества жизни людей, развитие экономики и предпринимательства, цифровых сервисов и системы образования, занятости и госуправления. В данный момент самым популярным направлением является трек «Качество жизни населения». От Новгородской области свои идеи уже представили почти 100 человек.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин подчеркнул, что регион традиционно участвует во всех активностях и инициативах Агентства стратегических инициатив. «Особо хочу отметить форум „Сильные идеи для нового времени“. Новгородские инициативы неизменно попадают в топ лучших. Для нас участие в таких крупных федеральных мероприятиях имеет большое значение. Сегодня мы подпишем соглашение с АСИ о внедрении в Новгородской области регионального стандарта развития креативных индустрий, разработанного по поручению президента. Уверен, что это позволит нам „перезагрузиться“, реализовать творческий потенциал новгородцев, ускорить развитие региона. Нашим надежным партнером сегодня является ВЭБ.РФ. Они оказали поддержку в разработке комплексного мастер-плана по развитию наших территорий: Валдайского национального парка и других территорий, схемы развития туризма „Из Москвы в Санкт-Петербург“. Мы благодарны коллегам за поддержку и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество», — сказал глава региона.
«По результатам рейтинга качества жизни мы видим, что всё больше людей в нашей стране отмечают рост возможностей для самореализации и развития. И одну из таких возможностей — заявить о себе, реализовать свой проект — даёт форум. Новгородцы уже активно в нём участвуют, и мы очень надеемся, что до конца января получим ещё немало достойных, интересных идей и проектов от жителей региона — как по улучшению социальной сферы, так и по другим направлениям подачи заявок», — рассказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева во время встречи с представителями бизнеса и студенческого сообщества Новгородской области, состоявшейся в стенах ИНТЦ «Валдай».
Всесезонный курорт
В ходе мероприятий в Великом Новгороде был представлен план развития Валдайского района в рамках туристической схемы «Из Москвы в Санкт-Петербург», куда входят территории восьми регионов, в том числе Новгородская область. Схему была разработана ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) в прошлом году благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» и государственной программе «Развитие туризма». В схему включены концепции 12 всесезонных курортов на земельных участках, согласованных с регионами для перспективного развития. В Новгородской области одним из всесезонных курортов был выбран Валдай с высоким потенциалом развития природно-экологического туризма.
«Валдайский национальный парк — одна из крупнейших природных территорий северо-запада России с большим туристическим потенциалом. В схеме развития туризма Валдай стал одним из приоритетных проектов для Новгородской области с акцентом на самое крупное из валдайских озёр — Вельё», — заявила в ходе мероприятия управляющий директор Блока стратегии ВЭБ.РФ Зарина Цекоева.
На Валдае как на всесезонном курорте планируется создать туристический комплекс для активного отдыха и коттеджи для уединённого отдыха, обустроить ресторан авторской кухни и пирсы для водных прогулок, а также построить оздоровительный спа-центр, теннисные корты и благоустроить пешеходные лечебные маршруты до Большой Валдайской тропы протяжённостью 3 км. Проекты находятся на стадии поиска инвестора.
«В турсхеме на земельных участках, зарезервированных в мастер-плане Валдая, сформированы инвестиционные лоты под туристическую инфраструктуру для комфортного отдыха у воды. Проект разработан с учётом природоохранного законодательства и с бережным отношением к хрупким экосистемам нацпарка», — добавила Зарина Цекоева.
Участие бизнеса
Высокий интерес к форуму «Сильные идеи для нового времени» показывают и предприниматели. Так, в прошлом году поступившее от представителей бизнеса из Великого Новгорода решение по повышению с помощью дронов урожайности до 30% вошло в топ-100 лучших идей.
Еще один проект, реализованный в Новгородской области по итогам форума «Сильные идеи для нового времени», касается поддержки социально уязвимых и незащищенных групп жителей. Сегодня в Великом Новгороде открыли банк еды. Не меньше восьми тысяч жителей области, которым необходима поддержка, смогут получать здесь продовольствие. Банк еды — это и неотъемлемый элемент сбытовых процессов коммерческого сектора. Отлаженная система «спасения еды» будет подспорьем для местного бизнеса — торговых компаний, ресторанных комплексов, у которых образуются излишки продукции. Банки еды действуют уже в 15 регионах.
Среди торговых марок, победивших в первом конкурсе новых лучших отечественных брендов «Знай наших» в 2023 году, есть также новгородская компания «Мякиши», производящая развивающие игрушки.
В этом году от Новгородской области вновь подано множество инициатив — о своём участии в конкурсе заявили несколько десятков местных брендов. Одними из наиболее ярких идей, предложенных к реализации, стали разработка креативных адаптированных наборов для арт-терапии на отечественных материалах, разработка трудногорючего полимерного материала для 3D-печати и работа инклюзивных мастерских по всей стране.
На конкурс брендов свои заявки направили, в частности, компания «Старорусские пекарни и кондитерские». Это предприятие с 78-летней историей, сохраняющее традиции хлебопечения и кондитерского производства, производит промышленные горелки. Поучаствовать в конкурсе решили также «Мастерская Алёшиных» (одно из первых предприятий на территории Новгородской области, подтвердившее производство изделий народных художественных промыслов в местах традиционного бытования), Новгородский пищевой комбинат и Российская Манипуляторная Компания (РМК).