Часть боингов и эйрбасов в авиапарках российских перевозчиков может быть разобрана на запчасти, заявил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, иностранные лайнеры могут прослужить еще приблизительно пять лет. О том, что это значит для гражданского воздушного флота, России, собственников самолетов и простых пассажиров — в материале aif.ru
Каннибализм — дело житейское?
Поскольку многие самолёты стоят на земле, снимать с них запчасти — вполне логично, говорят многие авиационные эксперты. Такая практика была распространена задолго до нынешнего кризиса.
Дело в том, что важнейшие авиационные запчасти изготавливаются под заказ, а не заранее, как, например, автомобильные. И поставка может идти от трёх месяцев до полугода, а то и дольше, тогда как замена могла требоваться немедленно. В этом случае требуемую деталь просто снимали с другого самолёта той же марки и модели, а на него потом ставили пришедшее под заказ.
«Самолёт за сутки может сделать восемь рейсов туда и обратно, — говорит авиаэксперт, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров, — поэтому его простой стоит дорого, и авиакомпании стараются побыстрее решать технические проблемы».
Нынешним авиатехникам не приходится заниматься чем-то, чем они не занимались раньше. Разница только в том, что лицензионные детали теперь в Россию не приходят.
Что будет с самолётами?
«Высказывание вице-премьера многие неправильно поняли, — говорит Гусаров. — Он имел в виду, что нынешние самолёты будут летать в течение лет 5, а затем их придется пустить на разбор. Это связано с тем, что лет через 5-7 мы сможем частично заменить иностранный авиапарк отечественным. Нынешние боинги и эйрбасы к тому времени уже выработают свой ресурс и перестанут быть нужными своим владельцам. К тому же лизинговые платежи покроют их расходы. И у нас эти самолёты никто не купит. Останется только одно — разбирать эти самолёты».
«Некоторые бизнесмены специально покупают самолёт для разборки на запчасти, — продолжил эксперт. — И неплохо на этом зарабатывают. Потому что отдельные дефицитные лицензионные комплектующие могут стоить столько же, сколько сам подержанный лайнер, а то и дороже. Главное, что у каждой такой запчасти есть свои документы, поэтому её легко можно продать».
Можно ли летать на «сочленёнке»?
Дело в том, кто допускает технику к полёту, насколько эффективно работают авиационные службы, убеждён эксперт: «Пока у нас заведомо неисправный самолёт никто не выпустит в рейс».