Примерное время чтения: 4 минуты
4909

Проверка лётной годности. Как доберёмся до теплых морей?

Сюжет В отпуск
Павел Лисицын / РИА Новости

Истек срок, отведенный иностранным собственникам правительствами западных стран на то, чтобы они вернули свои самолеты, которые были в лизинге у российских авиакомпаний. Что будет дальше? За российскими самолетами будут охотиться по всему миру? Ситуация непростая, но выход есть, утверждают опрошенные АиФ.ru эксперты.

Отдать нельзя оставить

Санкции против российской авиации стали частью пакета ограничений, которые ввели страны ЕС, США и некоторые другие государства против России из-за спецоперации на Украине. Иностранных лизингодателей обязали забрать у России к 28 марта арендованные самолеты. По информации Минтранса, это свыше 500 авиалайнеров, то есть больше половины российского гражданского флота. В этом случае у РФ осталось бы 250 машин, которых не хватило бы даже на полноценное обслуживание огромной страны, не говоря уже о международных перелетах.

Но из-за того, что авиасанкции вводили одним махом, непоследовательно и непродуманно, одни ограничения наложились на другие и тем самым друг друга нейтрализовали. Сначала запретили новые поставки в Россию, техобслуживание и страхование самолетов российских авиакомпаний, потом предписали вернуть лайнеры. И… закрыли российским авиаперевозчикам небо над всей территорией Евросоюза. В ответ Россия закрыла свое небо от стран Запада.

В результате сложилась интересная юридическая коллизия, суть которой объяснил АиФ.ru главный редактор агентства АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Представители собственников могут приехать за своей техникой. Но после передачи бортов в аэропортах России самолёты перестают быть российскими и «приобретают гражданство» недружественных стран. А их воздушные суда не могут летать в небе РФ. При этом, поскольку сами лизингодатели досрочно разрывают договоры, они должны заплатить огромные штрафы. Размеры штрафов такие, что компании-собственники могут стать банкротами.

Кроме того, из-за отключения России от международной системы SWIFT уплата лизинговых платежей авиаторами теперь серьезно затруднена. Интересно, что всей сложности момента западные контрагенты не поняли и в довершение всего отозвали у российских лайнеров и страховки, и сертификаты летной годности (СЛГ, «это как СТС у автомобиля, без них самолетам летать в принципе нельзя», пояснил Пантелеев).

К счастью, российские авиационные власти отказались от таких же эмоциональных шагов вроде национализации самолетов — что вызвало бы массовые аресты российской собственности за рубежом с ее последующей продажей в пользу лизингодателей. Лайнеры не вернули, но и не присвоили, а просто перерегистрировали в российский реестр, выдав собственные СЛГ и прочие документы.

От винта  

Российские авиационные документы, заверил АиФ.ru попросивший анонимности представитель Росавиации, признаются всеми без исключения странами мира: РФ — член ИКАО (Международной организации гражданской авиации).

Однако на возможность расширения географии перелетов собеседник АиФ.ru смотрит не очень оптимистично: «В недружественные страны однозначно летать не получится. Что касается других, то все зависит от межправительственных соглашений. Но как только самолет улетит за пределы России, лизингодатели могут пытаться его арестовать. И будут пытаться, потому что их обязали это делать».

Министр транспорта сообщал в своем докладе о 78 самолетах, которые уже не могут вернуться в Россию.

— Нельзя говорить, что все они потеряны или арестованы, — уточнил руководитель интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров. — Многие просто не могут вылететь, потому что небо закрыто. А по России мы теперь летаем без ограничений. И сейчас все больше авиакомпаний объявляют о начале полетов в зарубежные страны. Например, «Аэрофлот» сообщил о том, что в апреле возобновляет рейсы на Шри-Ланку. Туда SuperJet не долетит, туда можно добраться только на большом самолете, боинге или эйрбасе.

По мнению эксперта, теперь наши самолеты могут летать куда угодно. И скоро отправятся в Турцию, Египет и Юго-Восточную Азию, а это 90% нашего туристического потока. Европа уже два года для россиян в основном была закрыта из-за пандемии коронавируса. Если бы ограничения появились в 2019 году, то это было бы обидно, а сейчас — эти поездки составляют проценты и доли процентов.

— Понятно, что небо Европы и Северной Америки еще закрыто, — продолжил Гусаров. — И летать мы будем как минимум пока в дружественные нам страны, которые не только не вводили санкций, но и дадут нам письменные правительственные гарантии, что ни при каких условиях по запросам каких-либо третьих стран задерживать наши воздушные суда не будут. И, конечно, перевозить наших пассажиров станут и авиакомпании дружественных стран — например, это подтвердила компания Emirates Airlines. То есть жестко изолировать нас не получилось. Будет переходный период, связанный с налаживанием полетов, но прорыв блокады есть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах