Транспортные издержки закладываются в цену любого товара, вопрос лишь в том, о перевозках на какие расстояния идет речь, объяснил aif.ru директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
«Уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки может вырасти на 20% уже в следующем году, — отмечается в документах участников конференции „Рынок грузовых перевозок-2024: дефицит кадров, рост затрат и последствия для России“. — Основная причина — рост их себестоимости (на 10% год к году), в том числе на фоне повышения зарплат персонала и особенно — водителей грузовиков».
При этом возникает вопрос — как именно рост тарифов на логистику отразится на ценах в отечественных магазинах?
По мнению некоторых участников Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, не так уж и значительно. В частности в ходе обсуждения проблемы тарифов было отмечено, что в стоимости тех же помидоров логистика занимает не более 1,5-2%.
«Вполне возможно, что так и есть, — соглашается Остапкович. — Но проблема в том, что, делая оценки вклада тарифов в конечную цену товара на магазинной полке, надо иметь в виду расстояние. На лечении зубов увеличение стоимости услуг по логистике, возможно, либо не отразится, либо будет практически незаметным. Но в отношении продуктов не все так просто».
Фоновый эффект на цены всех продуктов, требующих перевозки, транспортная составляющая даст однозначно, отмечает эксперт. Но насколько именно — надо считать в каждом конкретном случае.
В то же время, по его мнению, говорить о том, что из-за подорожания транспортировки на 20% на такую же величину поднимутся и цены, нельзя. Но и свой вклад в инфляцию транспортники безусловно внесут. Особенно, в продуктовую, от которой больше всего страдают наименее доходные слои общества.