Разнообразные ограничения и санкции закрыли внешние рынки сбыта перед многими российскими товаропроизводителями. Тем удивительнее выглядит рост экспорта отечественного пива, отмеченный в докладе Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ), вышедшем 25 июля. Эксперты подсчитали, что поставки пенного напитка из России увеличиваются на 6% в год, достигнув почти 350 млн л. Главными покупателями явились Белоруссия (32% от всего экспорта), Казахстан (18%), Грузия (11%). К экзотическим направлениям можно отнести ОАЭ (всего 2%, но темпы роста с 2015 года — 57%). При этом наиболее перспективными являются рынки Монголии (сюда отгружено в 2021 году 8,2 млн л пива) и Китая (32,6 млн л).
«Приграничное положение, а в случае Китая и открытие первого моста для грузовых автомобилей через Амур, позволяет предположить, что Китай и Монголия в среднесрочной перспективе могут войти в топ-3 по импорту российского пива, — считает руководитель Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрей Дальнов. — Спрос на российское пиво частично простимулирован популярностью уже полюбившихся китайцам мороженого и сладостей: если эти продукты вкусны, то почему бы не попробовать и пиво из этой же страны?»
Между тем рост производства хмельного напитка в России практически не превышает 1% в год, за 2021 год было сварено около 800 млн декалитров. А в этом году участники рынка и вовсе опасаются падения. Например, исполняющий обязанности президента крупной пивоваренной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев в беседе с журналистами оценивал сокращение российского рынка в 2022 году на 4-5% по сравнению с предыдущим годом.
Отечественные пивовары доминируют на нашем рынке, доля импортного пива всего 6%. Только за январь-апрель 2022 года иностранные поставки сократились на 22%. Но хмель, сырье для производства пива, у нас используют в основном завозной. Ежегодное потребление хмеля в России превышает 7 тыс. тонн, из них отечественные аграрии обеспечивают лишь 2%.
Получается парадоксальная ситуация — российские пивовары в состоянии производить качественный продукт, востребованный на внешних рынках, но критично зависят от импортных поставок хмеля. Восстановление поставок сырья из Чехии, Германии и США в сложившейся геополитической обстановке выглядит крайне маловероятным. Значит, нужно либо искать замещающие поставки, либо инвестировать в собственное производство хмеля. В противном случае российское пиво не сможет обеспечить не только экспорт, но и внутреннее потребление.